В Покровском монастыре г. Якутска к 20-летию основания обители состоялся круглый стол «Монашество в Якутии»

25 февраля 2016 года по благословению архиепископа Якутского и Ленского Романа в Покровском женском монастыре г. Якутска состоялся круглый стол на тему «Монашество в Якутии», приуроченный к 20-летию со дня основания обители.

Открывая мероприятие, Владыка отметил, что доступной информации о единственном на данный момент женском монастыре Якутии очень мало. «Между тем, история его творится именно сейчас, и пока есть ее носители, мы должны сделать так, чтобы она не была забыта», – считает Высокопреосвященнейший Роман.

Модератором круглого стола выступила руководитель отдела церковного искусства и музейного дела Якутской епархии Т.В. Захарова. Она напомнила слова Святейшего Патриарха Кирилла о том, что Якутия – максимально пострадавший регион в годы гонений на веру в XX веке. Последствия гонений оказались трагическими не только для конкретных людей и судеб, но и для исторической науки.

Но не только подвижники начала XX века и периода безбожия оказались забыты. Почетный профессор Якутской Духовной семинарии историк И.И. Юрганова, выступая с докладом по истории монашества в Якутии, отметила, что якутское монашество вообще не стало еще предметом исследований, хотя первые монахи здесь появились еще до официального основания старейшего на Дальнем Востоке Спасского монастыря – вместе с первыми представителями Российского государства.

Инна Игоревна указала основные вехи существования Спасского мужского монастыря, включая период с 1919 по 1921 год, когда формально монастырь был закрыт, но насельники пытались сохранить общину хотя бы в виде коммуны.

Женское монашество в Якутии, практически не было представлено, кроме трех келий монахинь-просфорниц в XVIII веке да неудачного опыта миссионерской Покровско-Нининской общины при Покровско-Хангаласской церкви (нынешний Покровск) в начале XIX века. После смерти настоятельницы Покровско-Нининской общины монахини Анны (Волковой) женское монашество в Якутии прекратило существование до конца XX века.

Р.К. Павлова, музейный работник, сотрудник епархиального архива, выступила с докладом о последних годах существования Спасского монастыря. Особое внимание было уделено судьбе одного из последних насельников – иеромонаха Сергия (Лесина).

Студент четвертого курса Якутской Духовной семинарии Виталий Калугин продолжил тему подвижников Спасской обители. Его доклад был посвящен жизни и трудам иеромонаха Евтихиана – духовника Спасского монастыря с 1884 по 1886 годы. Он был известен не только как глубокий молитвенник, но и как успешный и грамотный миссионер.

Насельник Спасского монастыря иеромонах Владимир (Шарашин) рассказал о восстановлении обители. Отец Владимир обратил внимание на такую святыню монастыря, как келия святителя Иннокентия. По его словам, она оказывает духовную поддержку не только братии (насельники обители приходят в нее помолиться), но и паломникам и гостям. В находящейся в келии книге отзывов, по словам отца Владимира, есть записи на разных языках, включая филиппинский и греческий.

Докладчик особо отметил, что Спасский монастырь существовал как миссионерский. И сегодня стоит задача не только собрать в нем жаждущих монашеской жизни, но и тех, кто готов подражать своим предшественникам в миссионерском служении.

Доклад «Якутское монашество на Афоне» Е.С. Ноговицыной, старшего научного сотрудника Национального художественного музея РС(Я), тематически совпал с общецерковным обсуждением 1000-летия русского присутствия на Афоне, которое отмечается в 2016 году. Ефросиния Семеновна рассказала про паломников из Якутии на Афон конца XIX – начала XX веков.

В завершение мероприятия модератор круглого стола Тамара Викторовна Захарова подчеркнула, что изучением истории монастырей следует заниматься вместе светским ученым и монахам: «Сами по себе мы, светские ученые, увидим только сухие материальные факты: списки насельников и хозяйственные документы. А вы увидите главное – духовную составляющую». 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ