В Рязани провели конференцию «Рязанская епархия в годы репрессий. Рязанские новомученики и исповедники»

8 декабря 2016 года в Рязанской Православной Духовной семинарии в рамках регионального этапа XXV Рождественских образовательных чтений прошла секция «Рязанская епархия в годы репрессий. Рязанские новомученики и исповедники», на которой присутствовали игумены,  игумении, монашествующие Рязанской епархии, а также студенты и выпускники РПДС.

Возглавила работу секции монахиня Мелетия (Панкова), заслуженный работник культуры РФ, старший преподаватель кафедры истории Церкви РПДС, секретарь Рязанской комиссии по канонизации святых.

В ходе работы конференции были заслушаны следующие доклады, посвященные теме «Подвиг монашеского служения в эпоху новейшей истории 1917–2017 гг.»:

  1. Иеродиакон Филарет (Бухтеев), насельник Спасо-Преображенского мужского монастыря, студент 4 курса РПДС. «Спасо-Преображенский мужской монастырь г. Рязани. 1919–2004»; 
  2. Лука (Степанов), игумен Пронского Спасо-Преображенского мужского монастыря, к.и.н., заведующий отделением теологии РГУ. «Опыт создания проекта, посвященного памяти Пронских новомучеников, и его реализация»;
  3. Иеромонах Иоаким (Заякин), настоятель Крестовоздвиженской мужской монашеской общины (с. Красный Холм Шиловского р-на). «Полунинская женская община и судьба ее насельниц в годы гонений на Церковь»;
  4. Протоиерей Александр Криков, выпускник РПДС 2014 года. «Взаимоотношения Церкви и государства в годы гонений на примере Спасского района»;
  5. Иеромонах Мелхиседек (Скрипкин), насельник Иоанно-Богословского мужского монастыря, выпускник РПДС 2012 года. «Подвиг священноисповедника Афанасия (Сахарова)»;
  6. Иерей Петр Сосновников, выпускник РПДС 2010 года. «Преподобномученик Иона (Санков)»;
  7. Иерей Иоанн Булеков, выпускник РПДС 2011 года. «Вышенский Успенский монастырь и его насельники после закрытия обители и ее разорения»; 
  8. Пантелей Братищев, Касимовская епархия, выпускник РПДС 2012 года. «Гонения на Церковь на территории Ряжского района»;
  9. Диакон Иоанно-Кронштадтского храма Александр Бондарев, студент 5 курса РПДС. «Судьба насельниц рязанских женских монастырей, закрытых после октябрьского переворота»; 
  10. Александр Фощан, сотрудник ГАРО, выпускник РПДС 2013 года. «Александро-Невский женский монастырь и исповеднический подвиг его насельниц в годы репрессий»; 
  11. Иеромонах Тихон (Белов), насельник Иоанно-Богословского мужского монастыря. «Закрытие и разорение Иоанно-Богословского монастыря и подвиг его насельников в период гонений на Церковь»; 
  12. Даниил Маслов, студент 4 курса РПДС. «Исповеднический путь выпускника РДС свт. Серафима Софийского (Соболева) после октябрьского переворота». 

После завершения конференции для монашествующих  Рязанской епархии был организован круглый стол, за которым обсуждались насущные вопросы монашеской жизни.

Руководителем круглого стола явился Исаакий (Иванов), игумен Иоанно-Богословского мужского монастыря (с. Пощупово Рыбновского р-на), благочинный монастырей Рязанской епархии.

Открыл заседание круглого стола игумен  Исаакий (Иванов), который поднял вопрос о том, что следует  отвечать братии и, в первую очередь, послушникам, которые высказывают сомнения в целесообразности активной духовно-просветительской деятельности, которую сейчас ведет Русская Православная Церковь, поскольку эта деятельность затрагивает и их жизнь, обязывает их к определенным трудам и заботам.

Его Высокопреподобие высказал мнение, что в таких случаях считает необходимым отвечать, что эти труды и заботы необходимо со смирением принимать. Хотя это и требует большого труда, но этим необходимо заниматься, не умаляя при этом внутреннего делания.

Игумен Лука (Степанов), настоятель Спасо-Преображенского монастыря г. Пронска,  затронул вопрос о духовном окормлении монашествующих, в частности о том, что опыт Святой Горы Афон, который излагается, например, в книгах схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса), следует сообразовывать с реалиями жизни в современных российских монастырях. Малочисленность братии в том или ином монастыре и порой большая загруженность игумена, занятого, помимо попечений о своем монастыре, другими церковными послушаниями, делают затруднительным совершение ежесуточных продолжительных ночных молитв (келейных и церковных) по примеру Афона.

В ходе обсуждений за круглым столом было отмечено, что на Афоне игумен – это в одном лице духовный отец и администратор.  В российских монастырях это формально так же, однако, по сути, далеко не всегда два этих служения в отношении к каждому насельнику обители выполняет одно лицо – игумен монастыря. В связи с этим необходимо правильно осмыслить слова старца Эмилиана (Вафидиса), что каждый монах должен быть в духе своего игумена. В какой мере это выполнимо, если он остается администратором, не являясь в полной мере духовным отцом того или иного послушника или монаха и за административными хлопотами не имеет того духовного опыта, в котором нуждается  монах или послушник?

При стечении благоприятных обстоятельств это полное духовное единение – идеал. Но, так или иначе, в стремлении к тому, чтобы быть в духе с игуменом, созидается семейное пространство, делающее монастырь настоящим братством, заключили участники круглого стола.

Также прозвучало мнение о необходимости на монашеских конференциях и круглых столах  чаще обсуждать вопросы, посвященные теме «Традиции монашеской жизни и современность», чтобы яснее понимать, как исполнять заветы древних преподобных отцов в их духе в реалиях современной жизни.

Затем иеромонах Мелхиседек (Скрипкин), насельник Иоанно-Богословского монастыря Рязанской епархии,  предложил вниманию собравшихся вопрос об условиях внимательной молитвы в келии и в храме за богослужением. В частности, было сказано о том, что основа молитвы – смиренное расположение души. Старающийся идти по пути смирения видит себя больным, погибающим от грехов и страстей и при этом не способным собственными силами наследовать жизнь вечную, Рай. Бог становится для него Спасителем, Врачом, а окружающая действительность, в частности слова церковных молитв и песнопений, – лекарством, врачующим от этих грехов и страстей. И тогда литургическое слово становится нужным, значимым. Слушая молитвы и песнопения, следует по временам обращаться к Богу с просьбой, чтобы он открыл смысл этих слов не так, как нам хочется, как желает того наш ветхий человек, а как угодно Ему. При этом не следует искать высоких откровений, а воспринимать эти слова в простоте, как Бог даст. И тогда они будут восприниматься значительно свежее, хотя бы мы и слышали их много раз.

Далее иеромонах Иоаким (Заякин), настоятель монашеской общины в с. Красный Холм, подчеркнув целесообразность активной просветительской деятельности РПЦ в целом, отметил при этом, что существует опасность перенасыщения людей в тех или иных местах духовной пищей. Например, на православные конкурсы детских рисунков в одном месте стали присылать прошлогодние рисунки, поскольку дети оказались не готовы к новому конкурсу. И это не недостатки организаторов мероприятия. Кроме того, эта, порой, чрезмерно активная просветительская деятельность сопряжена с частыми выездами игуменов или игумений из своих монастырей, что приносит некоторый духовный урон окормлению вверенных им братств и сестричеств.

В завершение работы круглого стола его участники рассмотрели вопросы монашеской жизни о необходимости неопустительного совершения келейного правила, хотя бы и малого, определяемого духовником или игуменом, и проведения регулярных собеседований игумена с братией, во время которых должны предлагаться святоотеческие наставления и их толкования.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Димитриевский мужской монастырь, г. Оренбург
Иоанно-Предтеченский Трегуляевский мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Богоявленский мужской монастырь в поселке Мстёра
Свято-Троицкий Трифонов Печенгский монастырь п. Луостари.
Екатерино-Лебяжский Николаевский мужской монастырь п. Лебяжий Остров
Важкурский Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь
Мужской монастырь во имя Архистратига Божия Михаила с. Козиха
Свято-Елисаветинский женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь