В Щегловском монастыре Тулы состоялась монашеская секция регионального этапа XXXI Международных Рождественских чтений

В монастырском благочинии Тульской епархии состоялось заседание региональной секции XXXI Международных Рождественских образовательных чтений, посвященных теме «Глобальные вызовы современности и духовный выбор человека».

Рабочая встреча прошла в стенах Пречистенского Пантелеимонова Щегловского мужского монастыря Тулы по завершении Божественной литургии, совершенной благочинным монастырей Тульской епархии игуменом Агафангелом (Болдиным) совместно с наместником обители архимандритом Клавдианом (Ларьковым). За богослужением молились игумении епархиальных монастырей с сестрами и братией.

Перед началом заседания, по окончании совместной молитвы, игумен Агафангел пригласил докладчиков выступить по темам, предложенным для обсуждения Синодальным отделом по монастырям и монашеству:

«Рад всех вас видеть, дорогие отцы и всечестные матушки игумении, братья и сестры, на нашем заседании. Проводим мы встречу по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и митрополита Тульского и Ефремовского Алексия.

Сегодняшняя встреча совпадает с днем тезоименитства отца-наместника этой святой обители – архимандрита Клавдиана, который, можно сказать, подводит исторический итог значительного этапа своей жизни, отметив в этом году пятидесятилетие со дня рождения, а также 25 лет иерейского служения. Желаю, чтобы дальнейшие годы прошли в добром здравии и душевном спокойствии».

О духовной брани современных монашествующих в докладе «Уклонись от зла и сотвори благо» рассказала монахиня Серафима (Столярова), насельница Богородице-Рождественского женского монастыря поселка Горелки, отметив, что при ведении духовной брани очень важно помнить об определении зла – это, чего не творил Всеблагой Бог: «Зло – это определенные действия и состояние того, кто его творит. Любому из нас знакомо состояние искушения после того, как совершишь добро. Таким образом, если добрые дела станут причиной тщеславия, то они станут фактором нашей погибели. Монашеская жизнь сложна и подвержена тем же страстям, с которыми боролись подвижники первых веков, поэтому так важно, чтобы строки святого Псалма «Уклонись от зла и сотвори благо» непрестанно звучали бы и под сводами наших храмов, и в наших сердцах, освещая путь, ведущий к Богу».

В своем выступлении на тему «Даждь ми разум творити волю Твою», своими размышлениями о молитве, покаянии и трезвении, как пути Богопознания, поделился игумен Феодосий (Дамаскин), клирик Казанского женского монастыря села Папоротка: «Есть высшее направление нашей духовной деятельности – принесение в жертву Богу самой сущности нашей природы, а Господь благодарствует людей, приносящих Ему драгоценнейший и лучший из своих добрых помыслов – покаяние и искреннюю молитву, в которых и заключается духовное послушание и блаженное следование воле Божией».

О том, что монашеское делание есть путь к духовной свободе, поведал насельник обители, принимавшей гостей, игумен Алексий (Эйрих) в докладе «Ничто не должно обладать мною», поблагодарив Господа за возможность ознакомиться с трудом схимонаха Иосифа Ватопедского, современника и греческого монаха, «Ватопедские оглашения. Беседы о монашеской жизни», выдержками из которого и поделился с собравшимися: «Монашество, представляющее собой одно из двух направлений в жизни человечества, имеет свое начало в Божественном откровении. С тех пор в неослабном терпении оно совершает свой тяжелый подвиг, о котором у нас речь в дальнейшем, подвиг, как думается, составляющий цель человеческого существования, согласно слову Писания. Итак, основываясь на Божественном откровении, мы признаем, согласно христианской антропологии, что человек – творение Божие, созданное «по образу и подобию» своего Создателя. Понимая таким образом человеческую личность, мы не сомневаемся, что она вправе уповать на Божественные обетования, которые состоят ни в чем ином, как в воссоздании «по образу и подобию» человеческого достоинства, которое было утеряно при грехопадении. Главная цель монаха и всей его жизни в тяжелых аскетических подвигах направлена к обожению во Христе, через которое он получает личный опыт участия в единой жизни с боготворящей благодатью Христовой в Духе Святом.

Человеческая природа, обожествленная соединением с ней Бога Слова, в Преображении Господнем, показала, что для нее возможно быть пронизанной светом чаемого обожения, следовательно, с этого времени Царствие Божие известно и доступно человеку. Свет божественного Преображения нашего Спасителя есть не что иное, как свет Его Царствия, который проявился через Него и продолжает передаваться людям через Святого Духа. Итак, всё это увидят чистии сердцем (см.: Мф. 5:8) монахи после того, как постепенно пройдут по лествице покаяния и, будучи просвещены светом добродетелей, по благодати Божией примут божественные облистания энергий благодати. Заповедь Господа нашего искать прежде Царствия Небесного, а потом уже заниматься всем остальным (см.: Мф. 6:33), показывает, что, в первую очередь, необходима забота о святости. Потому что здесь в качестве Царствия Небесного не мыслится историческое событие покоя праведных после воскресения мертвых, но благодать Святого Духа, ведущая нас к святости, о которой и сказано, что сия есть воля Божия (см.: 1 Сол. 4:3). Когда мы встречаем разные трудности на нашем пути к таковому преуспеянию, Господь наш Иисус Христос побуждает нас стучаться, просить и искать, и тогда мы непременно будем услышаны (см.: Мф. 7:7). Также Он добавляет, что по-человечески кажущееся нам невозможным, возможно у Бога (см.: Лк. 18:27), достаточно лишь того, чтобы с нашей стороны предшествовало доброе намерение. Я уже не останавливаюсь специально на требовании Господа нашего, чтобы мы не унывали молящеся (см.: Лк. 18:1), и что мы будем обязательно услышаны, потому что все это так знакомо всем верующим».

После обсуждения докладов собравшиеся поговорили об иных актуальных вопросах современной монашеской жизни, поделились друг с другом примером живого монашеского опыта, отметив, что богослужение и молитва есть центр монастырской жизни.

Поблагодарив участников встречи за понесенные труды, благочинный монастырей Тульской епархии игумен Агафангел (Болдин) пожелал собравшимся сил для непрестанного подвига аскезы: «Спасибо большое всем за предоставленные доклады, нам есть, над чем поразмышлять. Монашество, конечно, внешне представляется главным антагонистом мирской жизни, ведь любой приходящий в монастырь за послушанием подвергается, как многим кажется, радикальным запретам, это неизбежно наводит на мысль, что происходит какое-то закабаление.

Конечно, человек, воспитанный в современной культуре, не понимает, что, живя в мире, он невольно становится рабом страстей и навязанных ему ценностей. Пример тому – сегодняшний культ потребления, когда человек должен постоянно работать, чтобы купить себе что-либо, а ведь это и есть самое настоящее рабство. Но, как мы услышали сегодня в словах современного подвижника Иосифа Ватопедского, наше послушание мы исполняем с радостью, потому что в Боге и есть главная свобода. Дай Бог всем нам прочувствовать эти слова в своей жизни и явиться неленостным примером для нашей паствы и окружающих нас людей. Всех благодарю за труды, дай Бог нам продолжить взаимообогащение через подобное братское общение и в дальнейшем».

Затем отец Агафангел пригласил собравшихся в таком же полном составе принять участие и в XXXI Международных Рождественских образовательных чтениях, которые пройдут по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 25 по 27 января 2023 года в Москве.

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь