В Спасо-Афанасиевском монастыре Ярославля почтили память новомучеников обители

22 ноября 2020 года митрополит Ярославский и Ростовский Вадим совершил Божественную литургию в Спасо-Афанасиевском Ярославском мужском монастыре.

В этот день в обители почтили память новомучеников, подвизавшихся в монастыре и пострадавших в годы гонений на Церковь.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник Спасо-Яковлевского мужского монастыря г. Ростова Великого игумен Августин (Неводничек), настоятель Спасо-Афанасиевского Ярославского монастыря игумен Никодим (Федоров), клирики обители и Успенского кафедрального собора Ярославля.

За богослужением клирик обители иерей Максим Ветров был удостоен права ношения наперсного креста.

По окончании Литургии владыка митрополит обратился ко всем молящимся в храме со словами проповеди, сказав о подвиге новомучеников и прославлении их.

– Прославляя новомучеников, мы с вами переносимся в то недалекое время и вспоминаем, какими они были стойкими в вере, какими они были твердыми в своих убеждениях, усердными в молитве и любви, – сказал владыка митрополит. – И сегодня в апостольском и евангельском чтении мы слышим слова, посвященные крепости в вере и наследовании любви Божией.

Что нас отлучит от любви Божией? Скорбь ли, теснота ли… Ничто не отлучит нас от любви Божией, как восклицает апостол Павел. Вместе с ним воскликнули и новомученики. Ничто не отлучило их от любви Божией. Даже сама смерть не отлучила от такого состояния…

Сегодня мы слышали евангельское чтение и Христово утверждение о том, что по вере вашей да будет вам. Говорит Он так, исцеляя двенадцать лет пребывающую в кровотечение женщину, которая потеряла все свое имущество за эти двенадцать лет, пытаясь каким-то образом обрести здоровье. У нее не было сил трудиться на той или иной ниве, чтобы посвятить себя достойному пребыванию здесь на земле. И совершенно в этом состоянии отчаявшись она прикоснулась ко Христу. И Христос Спаситель тут же воскликнул: «Кто прикоснулся ко Мне?»… «Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня»… Очень важно понять некую связь, которая здесь происходит… Это говорит о том, что все наши недуги физические носят духовное происхождение. В той или иной мере они действительно связаны с нашим духовным состоянием, с тем, как мы живем в этом мире. И если посылаемы бывают скорби и болезни, то они посылаемы для спасения нашего.

Не случайно наш удивительный святой святитель Игнатий (Брянчанинов) восклицал, что в последние времена и монахи, и мирские будут спасаться скорбями и болезнями. Так это и происходит, дорогие братья и сестры. И не случайно в Евангельском чтении вы слышали о тех эсхатологических моментах, когда Христос Спаситель говорил о кончине века. Что будет этому предшествовать и чем будет знаменоваться это время? Оно будет знаменоваться оскудением любви, войнами, тем многим, чем мы в избытке сейчас обладаем. Эти времена будут знаменоваться и пагубными морами, чему и мы сегодня с вами являемся причастными. И пусть не в такой степени, как это порой проходило в нашей многострадальной истории, но вместе с тем очень болезненно отражающемся на нашем внутреннем состоянии.

Это, казалось бы, должно было нас научить тому, что исповедовали священномученики. Научить нас добру, научить любви, научить нас, чтобы мы связывали внутреннее состояние с физической жизнью на земле. И если видели бы причины страданий, то искали их прежде всего в своей духовной сущности…

И если страдания попущены бывают Господом человеку, Господь их не может причинить. Он всеблаг и всемилостив, но попускает порой им явиться… Вместе с тем Христос Спаситель не оставляет человека. Не оставляет Господь человека во всех его страданиях. И потому он говорит, что по вере вашей да будет вам. По вере вашей да будет вам – так хочется сказать и всем нам, которые уповают и на здравие физическое, но больше всего на здравие духовное…

Сейчас человечество поражено новой напастью – ковидом. А много ли мы видим людей в храмах? А видим ли мы обращение людей к Богу? А видим ли мы, что люди изменились, что они стали другими? В какой-то мере стали. Но, к сожалению, нужно свидетельствовать – отнюдь не в большей степени милосердны, за исключением тех врачей и доброжелателей, которые помогают больным. Все больше у людей зреет озлобленность, неприятие. Это по сути дела является силами зла, продуктом сил зла. И об этом необходимо помнить.

Нужно помнить и знать – ничто нас не может от любви Божией удалить и отлучить. Ни теснота, ни смерть, если мы последуем примеру святых новомучеников. Сейчас у нас нет мучений, и не привлекают нас за проповедь Христа Спасителя. А вместе с тем у нас этой проповеди нет. Нет ее, и мы стесняемся сказать о Христе. Нет ее, и, проходя мимо храма, мы стесняемся осенить себя крестом. Нет ее, и мы не носим креста Христова на своей груди, как некое знамение нашего спасения. Нет ее, нет и любви, и жизнь наша превращается в некое страдание…

Научимся у новомучеников вере, и обретем ее таковой, что по вере будет не только исцеление, как было у женщины двенадцать лет страдавшей от кровотечения, но будет и воскрешение из мертвых, лишь только стоит быть этой вере…

Поэтому всё мы можем во Христе Иисусе, как говорит апостол Павел. Все мы можем, если будем веровать. Вспомним, как однажды апостол Петр на призыв Христа Спасителя пошел по водам и стал тонуть тогда, когда стал сомневаться в своей вере. А до той поры он шествовал по водам и по волнам как посуху. И это никогда не стоит забывать. Только в силу наших сомнений мы лишаемся благодатного утешения и благодатной помощи.

Будем взывать ко Господу чаще: «Господи, помоги нам. Помоги нам, Господи, прежде всего не потерять веру. Помоги нам, Господи, снискать дела любви, которые бы нас сделали достойными вхождения в обители Отца Небесного. Проложи нам, Господи, путь, ведущий к этим блаженным обителям. Проложи нам, Господи, путь таковой, чтобы мы к Нему шествовали, не взирая на те тяготы и лишения, с которыми зачастую сопряжена бывает наша жизнь. И да исповедуем Господа, Отца и Сына и Святого Духа, Троицу единосущную и нераздельную».

В завершение митрополит Вадим освятил памятный камень на территории монастыря, посвященный новомученикам обители.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь