По преданию именно святой благоверный князь Александр Невский явился основателем этой древнейший обители в 1241 году. Староладожский Никольский мужской монастырь был устроен, как место вечного поминовения воинов, у стен уже существующего на тот момент Никольского храма.
Автором проекта памятника небесному покровителю нашего Отечества стал скульптор Дмитрий Княцкин. Сам бюст выполнен из искусственного камня, а постамент устроен из выборгского черного гранита. Работа над созданием памятника длилась около года. Святой благоверный князь Александр Невский предстает как монах с четками в руках.
Игумен Филарет (Прянишников), настоятель Староладожского Никольского мужского монастыря, отметил, что перед своей кончиной благоверный князь принял монашеский образ и был пострижен с именем Алексий. Он был погребен не как князь в Успенском соборе города Владимира, а как смиренный монах в Богородице-Рождественском монастыре во Владимире. Со времени появления первых икон с изображением благоверного князя Александра Невского в XVI веке до указа Синода от 15 июня 1724 года в России было принято изображать его как монаха.
«Мы долго думали, как нам изобразить князя. И приняли решение, что в обители он должен предстать именно как монах с четками в руках. Ведь и на протяжении веков он был и остается печальником и молитвенником за землю Русскую. И благоверный князь не только покровитель государственных мужей, но и монахов», - сказал игумен Филарет.
Установка памятника является актом исторической благодарности. Памятник освятили после совершения Божественной литургии и крестного хода. Установка памятника совпала с принятием решения о передаче раки (гробницы) святого благоверного князя Александра Невского из Государственного Эрмитажа в Александро-Невскую лавру.
Староладожский Никольский мужской монастырь был возвращен Русской Православной Церкви в 2002 году в крайне разрушенном состоянии. На протяжении более двух десятков лет игуменом, братией и прихожанами обители ведется кропотливая работа по сохранению и возрождению уникальных памятников архитектуры, по восстановлению обители как духовного, паломнического центра.
Подготовила Ю. Стихарева