В дни Рождественского поста в Свято-Введенском Островном женском монастыре Александровской епархии началась подготовка к празднику Рождества Христова.
В этом году исполнилось 10 лет, как при обители создан детский пансионат «Ковчег», где в настоящее время пребывает 45 девочек разного возраста.
Насельницы монастыря заботятся о том, чтобы девочки освоили разные виды деятельности, профессии и были подготовлены к вступлению во взрослую жизнь. Очень часто воспитанницы помогают на кухне. Некоторые из них мечтают стать поварами, кондитерами.
Монастырь выпускает бездрожжевой хлеб нескольких видов. В обители производится собственная кондитерская продукция самого высшего качества.
Сейчас, в самые сказочные дни перед Рождеством, в обители приступили к изготовлению пряничного домика. Эта сложная работа всех объединяет. Кто-то изготавливает тесто, кто-то специально дробит карамель для разноцветных окошек, кто-то выступает в роли архитектора и придумывает, каким должен быть дом, – необходимо под каждую часть дома изготовить деталь из трафарета. Одним словом, дел хватает на всех.
Кроме того, девочки разучивают рождественские стихи и песни. В планах – создание настоящей рождественской сказки, поскольку театральная постановка – неотъемлемая часть предстоящих торжеств.
Краткая справка
Возникновение Введенской обители связано с упразднением в начале XVIII в. Антониевой пустыни как небольшого монастыря, вокруг которого уже сформировалось поселение Покров. Иноки Антониевой пустыни Сергий и Тимофей удалились на остров Вятского озера и построили там деревянные часовню и келию. Так в 1708 г. был основан Свято-Введенский островной монастырь. Слух о новой пустыни прошел по всей округе, привлекая желающих стать ее насельниками. Очень скоро островная братия настолько умножилась, что было принято решение просить Петра I о разрешении на постройку на острове собственного храма. В 1710 г. была возведена красивая деревянная церковь из срубленного здесь же на острове леса, освященная во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы.
Первоначально построенную Сергием и Тимофеем часовню с острова перенесли на Владимирский тракт и использовали для сбора пожертвований на содержание монастыря. Часовня приносила небольшой доход, неоднократно разграблялась и в начале 1740-х годов была разобрана. Во второй половине XVIII в. была восстановлена уже каменная часовня, которую в 1880-е годы перенесли вслед за сместившимся Владимирским трактом. Около нее построили одноэтажный кирпичный дом для монахов-послушников. Вплоть до 1918 г. в Ильин день от пустыни к часовне монахи совершали крестный ход.
На протяжении первой половины XVIII в. Введенский монастырь постоянно испытывал трудности с уплатой налогов и даже терял самостоятельность. Духовный расцвет монастыря связан с приходом в него с далекого Афона известного своей подвижнической деятельностью старца Клеопы в 1760 г., который самой братией был избран настоятелем Введенской Островской пустыни. Преподобный Клеопа славился своей прозорливостью (например, он предсказал точную дату своей смерти) и даром исцеления. Старец был известен даже в Москве как истинный монах и христианин, и пустынь существовала в то время, преимущественно, за счет вкладов богатых и именитых москвичей. Именно при Клеопе в монастыре были выстроены каменные храмы – Введенский и Никольский. Кроме того, старец Клеопа распорядился построить на берегу озера просторный дом с мезонином и двор с конюшнями и сараем для приезжающих богомольцев, которые на лодке переправлялись монахами на остров.
Введенскую островную пустынь часто посещали живущие по соседству дворяне Прозоровские, Несвицкие и другие. Многие представители этих дворянских семейств были похоронены в соборном храме монастыря.
После смерти старца Клеопы в 1778 г. место его захоронения в Введенской пустыни стало особо почитаться жителями Покрова и окрестных поселений. Даже в советские годы, когда на территории Введенской пустыни была устроена женская колония для несовершеннолетних, паломники стремились попасть на остров, прорываясь через кордоны, чтобы поклониться могиле старца Клеопы, причисленного к лику местночтимых святых. Мощи старца считаются святыней ныне действующей женской Введенской островной пустыни.
Важной святыней монастыря была также икона Введения Божией Матери, заступничеством которой, по легенде, в 1863 г. жители г. Покрова чудесно избавились от холеры. Деяния духовных подвижников и православные святыни Введенской островной пустыни привлекали верующих и благотворителей.
В 1870-е годы в монастыре была перестроена и расширена зимняя церковь Николая Чудотворца. В 1891–1894 гг. прежний Введенский храм был заменен новым, из красного кирпича, также пятиглавым. Иконостас был посеребрен и позолочен, а соборные стены расписаны образами «греческого письма». При Введенском храме построили колокольню (сегодня не сохранилась), по периметру острова возвели кирпичные здания келий, настоятельский корпус и ограду. В списке жертвователей на реконструкцию и новое строительство в рамках Введенской пустыни были промышленники Морозовы.
В 1918 г. монастырь был закрыт, его имущество национализировано. На его территории находились подростковые исправительные учреждения. У монастырских храмов были срублены купола и подкупольные барабаны.
16 сентября 1991 г. исполком Владимирского областного совета народных депутатов принял решение «О передаче в ведение Владимирской епархии зданий храмов и монастырей, расположенных на территории области». На основании этого решения островные храмы были возвращены Церкви.
6 октября 1993 г. указом архиепископа Владимирского и Суздальского Евлогия была создана иноческая община как подворье Муромского Свято-Троицкого Новодевичьего монастыря. 6 июня 1995 г. по постановлению Святейшего Синода подворию был присвоен статус женского монастыря.
Первым был отреставрированы Никольский храм, затем Введенский собор. В монастыре имеются золотошвейная мастерская, изготавливается церковная утварь и реставрируются старые иконы. Проводятся экскурсии. Паломники и экскурсанты приглашаются в монастырскую трапезную.
В 2007 г. рядом с монастырем при подъезде к острову по благословению игумении Февронии (Мараткановой) был построен детский приют-пансионат «Ковчег», куда стали принимать девочек разного возраста, некоторых – с мамами, поскольку женщинам в силу разных жизненных обстоятельств некуда было идти.
Юлия Стихарева