В Витебской епархии в рамках региональных Рождественских чтений прошла работа монашеской секции

2 декабря 2022 года в Свято-Духовом женском монастыре города Витебска состоялось собрание монашествующих монастырского благочиния Витебской епархии и прошел региональный этап направления «Древние монашеские традиции в условиях современности» ХХХI Рождественских образовательных чтений.

Работу монашеской секции Рождественских чтений возглавил благочинный монастырей Витебской епархии, наместник Кутеинского Богоявленского мужского монастыря в г. Орше иеромонах Нил (Подобед). С докладами на темы, предложенные Синодальным отделом по монастырям и монашеству РПЦ, выступили насельники монастырей Витебской епархии, которые отразили в своих выступлениях важные аспекты современной монашеской жизни.

Игумения Илария (Болт), настоятельница Успенского Тадулинского женского монастыря в д. Слобода в своем выступлении на тему: «“Уклонись от зла и сотвори благо”: Духовная брань монашествующих и вызовы современности» остановила внимание на первых словах известного выражения псалмопевца Давида «уклонись от зла», а также озвучила некоторые проблемы современного монашества. Первое, по словам докладчика, с чего нужно начинать духовную жизнь в монастыре – с понимания трудностей, присущих нашему веку, эпохе, в которой мы живем. Это позволит безопасно проводить духовную жизнь. Среди основных вызовов современности для начинающего монаха автор посчитала важными не только внешние проявления (глобализация, цифровизация, деморализация и проч.), но и внутренние аспекты, уже повлиявшие на приходящего из мира в монастырь человека: сама психика и современное сознание, взращенное мультикультурным медийным пространством; культура впечатлений, которая отягощает преодоление монастырских искушений; чрезмерная чувствительность современного человека, которая мешает ему и в послушании, и в отношениях, и в борьбе с помыслами.

Резюмируя свою тему, игумения Илария пришла к выводу, что сегодня монастыри должны стать для новоначальных той школой, которая, не ломая психику, поможет найти правильное духовное направление, поможет стать на путь отсечения зла в себе с учетом проблем и особенностей современного человека.

В докладе «Даждь ми разум творити волю Твою» монах Авраам (Наумчик), насельник Кутеинского монастыря г. Орши, предложил порассуждать о молитве, покаянии и трезвении как путях Богопознания. Ссылаясь на мнения святых отцов Церкви, автор напоминает, что цель христианской жизни – благоугождение Богу и спасение души. Так как мы, в отличие от буддистов, верим в личностного Бога, у которого есть своя воля на всё происходящее, нам для правильного ведения духовной жизни, правильного выстраивания личностных отношений с Богом нужна правая вера, нужно понимать, что Он от нас хочет. Важной составляющей правильной духовной жизни является молитва. Преподобный Исаак Сирин говорит: «Молитва – причина спасения и бессмертия души». Молитва монаха неразрывно связана с покаянием. Святитель Игнатий Кавказский пишет: «Молитва – обращение падшего и кающегося человека к Богу. Молитва – плач падшего и кающегося человека пред Богом». Покаянное настроение должно предшествовать молитве и ее одушевлять. Если покаяние уходит на второй план, то теряется суть нахождения монашествующего в своем чине. Прп. Фаласий пишет: «Если хочешь избавиться от всех вместе страстей, восприми воздержание, любовь и молитву». Важно при молитве не искать наслаждения, видений, мечтательности, что неминуемо приводит к прелести, повреждению ума. Поэтому для правильной молитвы свт. Игнатий не раз в своих творениях заостряет внимание на необходимости соблюдать четыре условия ее совершения: внимательность, благоговение, покаяние и сокрушение. Без этого молитва не может быть настоящей. В заключении монах Авраам привел цитату свт. Игнатия: «Сущность монашеского жительства заключается в том, чтоб исцелить свою поврежденную волю, соединить ее с волею Божией, освятить этим соединением».

Тема «Ничто не должно обладать мною», раскрывающая монашеское делание как путь к духовной свободе, нашла отражение в выступлениях игумении Ксении (Соколовой) и игумении Сусанны (Бойко).

Настоятельница Витебского Свято-Духова монастыря игумения Ксения отметила, что, несмотря на различия в монастырских уставах, количестве насельников, внутренней аскезе и внешнем распорядке обителей, цель монашеской жизни всегда будет оставаться неизменной. Жизнь истинного монаха направлена на стяжание Духа Святого, т.е. на разрушение внутри себя цепей греха и созидание Царствия Божия, при этом его собственные усилия прилагаются к силе Божией, по действию которой плотской человек преображается в человека духовного. Освобождаясь от своих приверженностей, навыков, страстей, «монах по имени» доходит до того, чтобы быть монахом и самим делом. Монах отрекается не только от мира, как от преграды, которая стоит на его пути к великой цели, но также и от самого себя, считая свою жизнь наибольшим даром, который можно принести Богу.

По словам настоятельницы Успенского женского монастыря в г. Орше игумении Сусанны, современное секулярное общество не может воспринять монашество как путь к свободе. Мирскому человеку сложно провести знак равенства между понятием свободы и добровольным отречением от своей воли. Причина такого непонимания кроется в разнообразии смыслов термина «свобода». В православном нравственном богословии свобода нередко понимается в трех аспектах: свобода воли, внешняя свобода, духовная свобода. Свобода воли является неотъемлемым величайшим даром человеку от самого Бога. Проблема внешней свободы возникает тогда, когда воля личности осуществляется в социальной среде. А вот духовная свобода – это высшая цель христианина, доверяющего Евангелию. Именно об этой свободе говорил Христос: «… Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Духовная свобода раскрывается по-особому в монашеском делании. С момента пострига, – когда будущий монах дает три обета: безбрачия, послушания, нестяжания, – исполняющий эти обеты в повседневной жизни идет по пути к духовной свободе. В конце своего выступления игумения Сусанна сделала акцент на том, что между монашеством и свободой не только нет какого-либо противоречия, но, напротив – монашеское делание есть один из путей к духовной свободе.

В завершение встречи состоялось обсуждение насущных вопросов современного монашества, были подведены итоги работы секции.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Пензенский Троицкий женский монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь