Архиепископ Феогност совершил Литургию в Зачатьевском монастыре

12 февраля 2015 года, в день празднования Собора вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, Предсе- датель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил раннюю Божественную литургию в храме Сошествия Святого Духа Зачатьевского ставропигиального женского монастыря.

За богослужением молились Заместитель  Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, прихожане монастыря.

По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Две книги: книга Ветхого Завета и книга Нового Завета. Два периода в истории человечества: Ветхий Завет – Закон Моисея,  и Новый Завет – Закон Христа Спасителя. Одно не противоречит другому, одно дополняет другое и одно не может существовать без другого.

В основе Ветхого Завета лежит страх. Страх Господень – начало премудрости (см. Пс. 110, 10). Простые и ясные слова. И говорится здесь не о животном страхе, а о страхе, который точнее можно назвать благоговением, страхе, который делает человека сильным. Сильным делает человека только такой – большой страх, который освобождает от малого страха. Это хождение пред Богом, ибо в основе поведения человека лежит чувство внутреннего несовершенства и слабости. И человек оглядывается то на небо, то на землю. И когда человек оглядывается на небо, то он выстраивается и становится правильнее, лучше, сильнее; когда человек оглядывается на землю, он мельтешит, суетится, спешит и – ошибается. Потому-то и Соломон, и другие пророки прорекли: “Страх Господень – начало премудрости”. Ибо кто Бога боится, – никого не боится. Большой страх освобождает нас от малых страхов. И тот, кто Бога боится, становится бесстрашным по отношению ко всем земным перипетиям.

В Новом Завете – наоборот? Нет, просто продолжение. Боящийся несовершен в любви (1 Ин. 4, 18). И еще: нет больше той любви, как если кто душу свою положит за други своя (Ин. 15, 13). Не отменяется хождение пред Богом, но вводится новая заповедь, более сильная, более могущественная, – заповедь о самозабвении, ибо любовь и есть не что иное, как самозабвение. И любовь делает человека мужественным и сильным. Гордость делает человека пугливым и боязливым, ибо, когда человек гордится, это мания величия, а мания величия стоит рядом с манией преследования. И вот такие качели раскачиваются человеком: то он великий, то он ничтожный, то он великий, то он ничтожный. И человек, в конце концов, изнемогает от этой диавольской игры. И только тогда, когда мы забываем о себе, когда мы, помня о Боге и ходя пред Богом, вдруг начинаем понимать, что самая большая радость – это сопереживание в радости и горе тем, кто находится рядом с нами.

Я никогда не забуду (это было в Московской Духовной академии), когда приезжал блаженный архиепископ Афинский Иероним и наши студенты решили задать самый умный вопрос. А вопрос был такой: “Какая сегодня главная богословская проблема в Элладской Церкви?”

Ну что можно было ответить, о чем можно было говорить? Наверное, о богословии. И вдруг глава Церкви говорит: “Главная проблема – эгоизм”. Так просто и так ясно. Никаких высокопарных слов, никакой идеологии, никакой политики, никакого умствования, никакого интеллектуализма… Эгоизм – это самая главная проблема современного человека. И Евангелие – это прямо противоположное: это самозабвение, это любовь к ближнему, любовь к Богу, забвение себя. Человек по-настоящему может быть счастлив только тогда, когда он забывает о себе. И в этом путь к счастью, и в этом путь к богоугождению и богослужению.

И вот сегодня память трех Великих святителей: Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоустого.

Величайшие святители. И силы, и благодать, данные им Господом, были в них, потому что они Бога любили, не думали о себе. Они, как ветхозаветные пророки, никого не боялись в этой жизни: ни императоров, ни вельмож. Они ходили пред Богом, но, как последователи Христа Спасителя, как верные и истинные ученики Его, они и ближних любили больше самих себя, они забывали о себе. И в этом их сила, в этом их непреходящее значение. Их святоотеческое наследие велико благодаря тому, что они полюбили Бога и людей. И Господь им дал великую благодать.

И нас Господь призывает к любви, а не к жестокому укорению ближних, не к каким-то самоистязаниям, а к любви к ближнему, снисхождению до него.

В народе нашем говорили о псевдоправедниках: “По две обедни слушают да по две души кушают”. Как же важно, приходя в храм Божий и выходя из него, помнить, что основанием Ветхого и Нового Заветов, ибо Новый Завет на Ветхом основан, является хождение пред Богом, страх Господень. Основание Нового Завета – это любовь к ближнему, самозабвение, попрание своих выгод, интересов, это жизнь для близких, Церкви, Родины, своего народа, своей семьи, жизнь для той системы, в которой ты живешь, – это самозабвение. Именно это великое и спасительное чувство, великая и спасительная заповедь, которую оставили нам наши преподобные и богоносные отцы. Их же молитвами Господь да поможет нам прийти в разумение истины и быть ее достойными служителями, равно как и служителями любви. Аминь».

 


 

Материалы по теме

Публикации

Игумения Иулиания (Каледа)
Игумения Иулиания (Каледа)

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь