На Соловках продолжается работа над архитектурным проектом «Соловки: сакральное и мирское»

20 марта 2015 года на Соловки прибыла группа преподавателей и студентов Московской архитектурной школы (МАРШ), чтобы продолжить работу над проектом «Соловки: сакральное и мирское».

22 марта участники проекта встретились для беседы с насельником Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря иеромонахом Прокопием (Пащенко) и руководителем паломнической службы обители монахиней Никоной (Осипенко).

Иеромонах Прокопий высказал свои соображения о подходах к осмыслению исторического процесса и к оценке роли личности в истории. Эти вопросы возникли при решении архитектурных задач по мемориализации памятных мест на Соловках, связанных с периодом Соловецких лагерей особого назначения. По мнению отца Прокопия, размышления о виновности или ответственности какого-либо исторического лица или группы лиц за исторические деяния неконструктивны.

Монахиня Никона рассказала об образном строе церковного искусства на примере храмовой архитектуры.

23 марта в конференц-зале Соловецкого музея-заповедника состоялась презентация проекта «Соловки: сакральное и мирское». 19 марта эта презентация уже прошла в региональном правительстве Архангельской области.

Руководитель проекта Наринэ Тютчева предложила собравшимся поразмышлять над категориями сакрального и мирского и их отражением в архитектуре. По ее мнению Соловецкий архипелаг – уникальное место, в котором сакральное и мирское сосредоточено на очень небольшой территории и сплетено воедино уже на протяжении нескольких веков. Были представлены презентации дипломных проектов на темы: «Небесный град Иерусалим», «Соловецкий путь», «Пространство диалога», «Место для жизни», «Морской фасад», «Соловки. Центр просвещения», «Гостеприимство», «Соловки. Музей-заповедник», «Соловки. Вид сверху».

Хотя студенты выполняли свои работы независимо, оказалось, все предложенные стратегии укладываются в одно русло, дополняя друг друга. Общая идея проекта состоит в том, что сакральное и мирское в жизни человеческого общества не могут существовать раздельно, но их баланс определяет качество жизни. По мнению исследователей, соловчане очень разобщены, и нужно создавать программы, которые помогли бы концентрировать и структурировать общество на Соловках для решения общезначимых задач. В настоящее время, кроме православной общины при монастыре, единственным местом, которое поддерживает связи между людьми и создает возможность диалога, является Соловецкий морской музей. Поэтому следовало бы подумать о создании общественного центра, например, на базе библиотеки, под которую в проекте предложено приспособить здание овощехранилища 1932 года с северной стороны от монастыря. Говорилось также о практической невозможности на Соловках для коренных жителей получить в собственность землю и построить свой дом. Люди до сих пор живут в бывших лагерных бараках или многоквартирных домах.

Действительно, первое мирское поселение на Соловках – это рабочий городок, построенный к северу от монастыря в конце двадцатых годов. Исторически получилось, что поселок начал развиваться в парадигме лагеря. По мнению руководителя проекта, центр поселка должен быть смещен или каким-то образом переосмыслен, чтобы освободиться от метафизического искажения сакрального пространства, внесенного СЛОНом. Как вариант обсуждалось обустройство вокруг монастыря зон определенной направленности: образовательной, мемориальной, досуговой – таким образом, чтобы на взаимных пересечениях этих зон и на пересечении их с сакральной зоной монастыря возникало пространство для диалога. Одной из важнейших точек взаимодействия монастыря и поселка должно быть строительство приходского храма. Актуальнейшая задача – создание реставрационной школы на Соловках.

Неорганичным для обсуждаемой стратегии оказался проект строящегося здания музея. Предложено было разместить большую часть экспозиций в существующих монастырских и лагерных строениях.

С этим согласилась и одна из опытнейших сотрудников музея-заповедника Л.А. Петровская. Она поблагодарила участников.

Невозможно однозначно разрешить ситуацию, исторически сложившуюся на Соловках: генеральный план уже принят (так как иначе невозможно вести никакие работы), стратегия более или менее сформулирована, а концепция еще не закончена, так как нет соответствующей законодательной базы.

Наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и директор Соловецкого музея-заповедника архимандрит Порфирий (Шутов) подытожил обсуждение словами святителя Василия Великого: «Ты делай дело Божие, а Бог сделает дело твое».

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь