1 апреля 2015 года, в среду шестой седмицы Великого поста, в день памяти мчч. Хрисанфа и Дарии и иже с ними, Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил вечерню и Литургию Преждеосвященных Даров в Троицком соборе Борисоглебского Аносина ставропигиального женского монастыря.
Его Высокопреосвященству сослужили духовенство монастыря и клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
За богослужением молились настоятельница Аносиной обители игумения Мария (Солодовникова) c сестрами и прихожане.
По окончании Литургии Преждеосвященных Даров архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
"Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою". Наверное, нет более вожделенного для человека, чем учиться молиться. Потому что именно в молитве мы возносимся мыслью своей, духом ко Господу, Творцу и Спасителю. К Тому, Кто нас хранит в этой жизни, и к Тому, Кто обещал нам вечную жизнь. Нет ничего важнее и нужнее молитвы.
Но как далека от нас молитва, и кто из нас скажет, что он научился молиться? Я думаю, ни один человек, даже живущий в монастыре; даже священник, который служит каждый день, и он про себя скажет: "Воистину далек я от молитвы!" Ибо нет предела совершенству, и человек, стремящийся к молитве, чем ближе подвигается к цели, тем сильнее чувствует, что он ничтожен и далек от молитвы.
Но есть необходимое условие, которое приближает нас к молитве и исправляет ее. И наша молитва тогда, как дым кадильный, поднимается к небу. А условие это одно:"Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих".Люди занимаются спортом, тренируют свое тело, они хотят быть сильными. Люди занимаются музыкой, они хотят красиво играть. И много чем занимается человек, но мало кто упражняется в том, чтобы мало говорить. Каждый из нас знает, когда хотя бы на короткое время мы можем помолчать языком, помолчать умом. И в этой тишине только мы можем услышать Господа. Не в шуме, не в крике, а в тишине. Помните, в Священном Писании есть история, как Илия Пророк бежал от царя Ахава и царицы Иезавели и оказался на святой горе Хорив, и там Господь должен был ему явиться. И ангелы ему сказали: будет буря, но не в ней Господь, будет огонь, но не в нем Господь, будет землетрясение, но не в нем Господь. А далее будет"дыхание хлада тонка".Когда летняя прохлада и легкое тихое движение ветра, совсем неуловимое, именно с этим сравнивается в Священном Писании присутствие Божие. В тишине Господь. Мы должны тренировать не только тело, не только ум, а заниматься еще и сердцем. Для этого необходимо научиться молчать. Меньше говорить:"Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих".
Когда наступает вечер и мы посмотрим, то сколько же лишнего и ненужного мы наговорили в течение дня! И в этой болтовне мы заговариваем самое главное – нашу способность молиться. Мы уже не можем молиться, когда мы много говорим. Многоглаголание – это такой большой грех. Мы обычно думаем, что грех – это нарушение поста, нарушение заповедей, но многоглаголание – это тоже величайший грех. Ибо когда мы много говорим, мы не то что мало молимся, мы вообще не молимся. И когда мы много говорим, тогда мы совершаем все грехи. Как часто мы оскорбляем ближних, как часто наговариваем на них – и все это наше многоглаголание.
Поэтому Великим постом во время Литургии Преждеосвященных Даров и поется это трогательное, удивительно глубокое, идущее из глубины сердца и входящее в сердце песнопение:"Да исправится молитва моя, яко кадило пред Тобою. Положи, Господи, хранение устом моим и дверь ограждения о устнах моих".
Будем же внимательны к себе, будем меньше говорить не только языком, но и ум нужно содержать в тишине. И только тогда мы и научимся молитве. Той самой молитве, выше которой ничего нет в жизни. Когда мы молимся, мы молимся Господу, а когда Господь с нами, то кто против нас? Аминь».