В Валаамском монастыре готовятся к празднику Пасхи

В Великий Четверток Страстной седмицы Церковь вспоминает первую в своей истории Евхаристию – причащение апостолов на Тайной вечере в Сионской горнице.

В пекарне Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря заранее заготавливают артос – особые просфоры, которые освятят на Пасху и отправят во все храмы обители. До конца Светлой седмицы артос будет находиться близ отверстых Царских врат, напоминая о том, что Спаситель, победив смерть, стал для нас истинным Хлебом жизни (Ин. 6, 48).

Для каждого Престола печется отдельный артос: в Спасо-Преображенский собор три больших артоса, в Центральную усадьбу монастыря – порядка десяти, а всего их требуется более полусотни. На выпечку уходит около суток. Хорошо просушив и остудив хлебы, их оставляют в холодильнике до праздника.

В Валаамской обители на Светлой седмице братия во главе с игуменом монастыря епископом Троицким Панкратием по окончании праздничного богослужения с пением пасхального тропаря отправляются на трапезу и впереди несут артос в знак присутствия Воскресшего Господа. После монастырского обеда совершается возношение артоса, при этом Владыка радостно восклицает: «Христос воскресе!» – а братия ответствует: «Воистину воскресе!» Затем артос снова переносят в храм при пении девятой песни пасхального канона.

Краткая справка

 Артос состоит из двух частей, которые символизируют Божественную и человеческую природу Христа. Сверху, на печати, изображается Воскресение или крест с терновым венцом (без Распятого Христа). В отличие от богослужебных просфор, из артоса не вынимают частицы. Это «просфора всецелая», общая всем членам Церкви. В апостольские времена такой хлеб полагали во главе стола в знак того, что среди верующих незримо присутствует и Сам Христос, а после трапезы разделяли поровну. Позднее этот обычай вошел в практику храмовых богослужений в первую неделю после Светлого Воскресения.

 Артос освящают в первые часы Пасхи: в специальной молитве верующие просят, чтобы Господь всем вкушающим от сего хлеба даровал здравие и благословение небесное. Затем артос полагают рядом с иконой праздника на солее у Царских врат, которые остаются открытыми до Фоминой недели. Во время Крестных ходов на Светлой седмице «просфору всецелую» обносят вокруг храма. Так происходит во всех православных приходах.


В Светлую субботу по окончании Литургии над артосом читают особую молитву, прося, чтобы все вкушающие его сподобились телесного и душевного благословения и здравия. Затем – раздробляют (вспоминая чудо о пяти хлебах) и раздают верующим. По традиции артос употребляют натощак, с благоговением и молитвой, при особенных духовных нуждах или в болезни – со словами «Христос воскресе!»

 «Хлеб ангельский ел человек», – читаем мы в Псалтири пророка Давида о манне небесной. Человек не животное и не ангел. Эта двойственность нашей человеческой природы требует соответствующей пищи. Как ангел, человек нуждается в благодати, а как взятый от праха – в земной еде. Такой «двойственной» пищей служит артос. Ведь он тоже напоминает верующим о том, что Иисус Христос крестною смертию и Воскресением сделался Хлебом жизни.

Источник: Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь