В Валаамском монастыре готовятся к празднику Пасхи

В Великий Четверток Страстной седмицы Церковь вспоминает первую в своей истории Евхаристию – причащение апостолов на Тайной вечере в Сионской горнице.

В пекарне Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря заранее заготавливают артос – особые просфоры, которые освятят на Пасху и отправят во все храмы обители. До конца Светлой седмицы артос будет находиться близ отверстых Царских врат, напоминая о том, что Спаситель, победив смерть, стал для нас истинным Хлебом жизни (Ин. 6, 48).

Для каждого Престола печется отдельный артос: в Спасо-Преображенский собор три больших артоса, в Центральную усадьбу монастыря – порядка десяти, а всего их требуется более полусотни. На выпечку уходит около суток. Хорошо просушив и остудив хлебы, их оставляют в холодильнике до праздника.

В Валаамской обители на Светлой седмице братия во главе с игуменом монастыря епископом Троицким Панкратием по окончании праздничного богослужения с пением пасхального тропаря отправляются на трапезу и впереди несут артос в знак присутствия Воскресшего Господа. После монастырского обеда совершается возношение артоса, при этом Владыка радостно восклицает: «Христос воскресе!» – а братия ответствует: «Воистину воскресе!» Затем артос снова переносят в храм при пении девятой песни пасхального канона.

Краткая справка

 Артос состоит из двух частей, которые символизируют Божественную и человеческую природу Христа. Сверху, на печати, изображается Воскресение или крест с терновым венцом (без Распятого Христа). В отличие от богослужебных просфор, из артоса не вынимают частицы. Это «просфора всецелая», общая всем членам Церкви. В апостольские времена такой хлеб полагали во главе стола в знак того, что среди верующих незримо присутствует и Сам Христос, а после трапезы разделяли поровну. Позднее этот обычай вошел в практику храмовых богослужений в первую неделю после Светлого Воскресения.

 Артос освящают в первые часы Пасхи: в специальной молитве верующие просят, чтобы Господь всем вкушающим от сего хлеба даровал здравие и благословение небесное. Затем артос полагают рядом с иконой праздника на солее у Царских врат, которые остаются открытыми до Фоминой недели. Во время Крестных ходов на Светлой седмице «просфору всецелую» обносят вокруг храма. Так происходит во всех православных приходах.


В Светлую субботу по окончании Литургии над артосом читают особую молитву, прося, чтобы все вкушающие его сподобились телесного и душевного благословения и здравия. Затем – раздробляют (вспоминая чудо о пяти хлебах) и раздают верующим. По традиции артос употребляют натощак, с благоговением и молитвой, при особенных духовных нуждах или в болезни – со словами «Христос воскресе!»

 «Хлеб ангельский ел человек», – читаем мы в Псалтири пророка Давида о манне небесной. Человек не животное и не ангел. Эта двойственность нашей человеческой природы требует соответствующей пищи. Как ангел, человек нуждается в благодати, а как взятый от праха – в земной еде. Такой «двойственной» пищей служит артос. Ведь он тоже напоминает верующим о том, что Иисус Христос крестною смертию и Воскресением сделался Хлебом жизни.

Источник: Спасо-Преображенский Валаамский ставропигиальный мужской монастырь

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь