Архиепископ Феогност совершил Литургию на подворье Зачатьевского монастыря в пос. Барвихе

23 мая 2015 года, в день  памяти св. апостола Симона Зилота, на подворье Зачатьевского ставропигиального женского монастыря в пос. Барвихе Московской области в домовом храме Святителя Григория Паламы  Божественную литургию возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

За богослужением молились Заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевской обители игумения Иулиания (Каледа), сестры, а также благодетели и постоянные прихожане подворья.

По завершении Литургии Высокопреосвященнейший Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Особое время в церковном календаре – это Великая Четыредесятница, Страстная седмица, Пасха, пасхальные дни, Вознесение и Троица, Сошествие Святого Духа на учеников и апостолов Христовых. Это имеет самое прямое отношение к каждому из нас. Каждый из нас в своей жизни так или иначе переживает эти события через призвание. Господь призывает. Благословен человек, который услышал зов Господень и пошел, вначале даже не понимая, куда и зачем он идет. Потом обретается ясность, ясно слышатся слова Господни, и есть чувство радости и благодати, а потом... богооставленность. Даже Господь на Кресте: "Боже, Боже Мой, вонми Ми, вскую оставил Мя еси?" – и затем Воскресение и еще неверие, как у евангелиста: "Еще же не верующим им от радости и чудящимся", – то есть предвкушение этой радости.

А после этого – ожидание, ибо даже ученики, апостолы Христовы, ничего не могли сделать и никуда не могли пойти для проповеди. Господь им сказал: "Сидите во граде Иерусалиме, дондеже облечетеся силою свыше". И только тогда, когда они облеклись этой силой, они пошли вперед без страха и сомнения, и прошли весь языческий мир, и покорили его – и эллинских философов, и римских императоров. Все были покорены слову Христову.

Каждый из нас желает послужить Господу, и у каждого есть внутренний вопрос: "Господи, что я должен сделать, чтобы наследовать Царство Божие?" "Господи, что я должен сделать, чтобы стать Твоим?" И вот эти слова: "Сидите во граде Иерусалимстем, дондеже облечетеся силою свыше".

Храм Господень – это Град Иерусамский. Здесь особая благодать почивает, и здесь мы эту благодать вкушаем. К сожалению, сосуды наши подобны решету, через которые уходит вода... Мы не умеем хранить эту благодать. А ведь нет ничего важнее, как хранение благодати, ибо, когда в нас есть благодать Духа Святого, нам все вокруг ясно и понятно. И наши мирские дела, и духовные – все человеку ясно и понятно. И когда благодать уходит, тогда человек пребывает в унынии, отчаянии, маловерии и сомнении. Ведь и Господь говорит о последних временах: "Не думайте заранее, что вам отвечать, ибо Я дам вам премудрость, ей же не возмогут противостоять все, противящиеся вам".

Каждый из нас знает мгновения, когда наитием Духа и благодати мы правильно поступали, правильно отвечали. Но, к сожалению, больше примеров, когда мы неправильно поступаем и неправильно отвечаем. Потом скорбим, мучаемся за неправильное слово, неправильное действие... Все это происходит оттого, что мы не храним благодать Господню. Благодать – это не что-то абстрактное, благодать – это мудрость, которой не могут противиться никакие мудрецы, никакие законники, никакие враги. Когда мы с благодатью, тогда в нас есть мудрость, тогда нам ничто не страшно, нам все ясно, мы знаем прошлое, настоящее и будущее и мы верим.

Но, увы, редко бывают эти мгновения, хотя бывают. Поскольку мы идем в храм Божий, значит, мы имеем опыт того, как эта благодать действует в нас. Очень важно, когда наступают минуты богооставленности, не дрогнуть. Ведь даже светские люди, даже атеисты говорили: "Главное – не теряй веры". Они не имели в виду "Символ веры", но веру как убежденность. "И не теряй терпения".

Не терять веры и не терять терпения – это самое трудное; самое важное – не дрогнуть, когда буря сомнений и помыслов обрушиваются на нас, когда внешние обстоятельства против нас. Когда внутри нет мира, не нужно спешить что-либо делать. "Сидите во граде Иерусалиме, дондеже облечетеся силою свыше". Не делать ничего, пока нет этой благодати, а когда приходит благодать, тогда действовать. Когда уходит, снова ждать. Очень важно, чтобы перерывы безблагодатности были меньше, чтобы мы больше были с этой благодатью, ибо большей радости, большего чувства счастья, большего воспарения к миру духовному не бывает, кроме как тогда, когда нас посещает благодать и мы живем этим и верим в это. Дай Бог нам не дрогнуть, не потерять веры и не потерять терпения. А Господь с нами, близ, рядом. Он "немощная врачует и оскудевающая восполняет". Ему же слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ