Архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в Стефано-Махрищском монастыре

9 декабря 2013 года, в день памяти преподобного Алипия столпника, Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Владыке сослужили клирики Троице-Сергиевой Лавры, священники Стефано-Махрищского монастыря. За Литургией пел монастырский хор на два клироса.

По окончании богослужения Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, напомнив о важности самоотвержения как о пути стяжания благодати Духа Святого, ведущего всякого человека к правильному устроению духовной жизни.

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Человек, живущий в Церкви, стремящийся к совершенству, думает о духовной жизни. И сколько написано книг о духовной жизни, сколько ведется разговоров о ней, но толком так никто и не определил, что же такое есть духовная жизнь. Не определили люди, но определил Господь.

Жизнь в Духе – это значит жизнь по закону Духа. В Псалтири, в 102-м псалме, который мы читаем во время Шестопсалмия, есть такое определение четкое, ясное и недвусмысленное: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает к тому места своего» (Пс.102). Из этих строк мы вновь и вновь узнаем о том, что тело человека как трава: она появляется на время и исчезает, а дух приходит и уходит. Да и всякая Церковная молитва начинается с молитвенного призывания Духа Святаго: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Так вот мы часто путаем жизнь духовную с жизнью эмоциональной, с жизнью чувственной, с жизнью душевной, когда мы живем переживаниями и не греховными, а возвышенными, но все равно – это только эмоции, это только душевные переживания.

А у кого-то жизнь духа подменяется интеллектуальной жизнью. Человек думает, постоянно рассуждает, он находится в каких-то умственных поисках, но и это не жизнь духа. Для жизни духа свойственна самозабвенность тела. Только тогда, когда мы забываем о себе и всецело принадлежим своему служению, только тогда мы живем в Духе. Когда мы не услаждаемся своими высокими переживаниями, высоким умствованием, а когда мы забываем о себе.

Вся наша жизнь – это служение, а служение может проходить на кухне, в алтаре, на клиросе, у светского человека где-то в офисе – это внешняя жизнь тела. Но когда человек, забывая о себе, служит самоотверженно, то есть отвергаясь себя, только тогда это и есть жизнь.

И на самом деле очень просто отделить ложную жизнь, которую мы называем душевной жизнью и даже бесовской, интеллектуальную жизнь, умственную жизнь от жизни духовной. Это жизнь духа, это подчинение своего тела всецело тому служению, которое тебе дал Господь. И тогда ты уже не жалеешь себя, у тебя уже ничего не болит, ты уже не устаешь и тебе ничего другого не надо, потому что ты живешь для Духа, который живет в тебе. И блажен человек и благословен человек, который отвергся себя ради жизни духа.

Ведь как грустно иногда слышать и видеть, как много внимания мы отдаем своему телу, своей душе и забываем о духе. Помните слова Христа Спасителя, жесткие, даже страшные слова: «Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит ее Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Ср.: Мк.8:35). То есть тот, кто живет не то что телом, а даже душою, возвышенными душевными переживаниями, - и тот человек не будет спасен, и только тот, кто забывает и о своих душевных переживаниях, и о своих телесных радостях и горестях и всецело посвящает жизнь свою духу, - только такой человек будет спасен. Его жизнь в Духе, и спасение, и жизнь духовную, о которой я говорил, можно выразить одним словом, и до нас уже выражено: самоотверженность, самопожертвование. Когда человек отвергся себя, и пожертвовал собой, и живет тем делом, которое ему дал Господь, и живет в Духе, и не жалеет себя - вот это благословенная жизнь в Духе, и это есть настоящая духовная жизнь.

Блажен человек, который стяжал эту жизнь. Такой человек в больнице не замечает, что он болеет, в темнице не замечает, что он в узах, в голоде он не замечает, что он голоден, в холоде ему не холодно, когда вокруг него враги, он не замечает их, ибо в них видит братий своих, он возлюбил их во Христе. И благословен такой человек, и мы должны стремиться именно к этому, к такой духовной жизни, которую и заповедал нам Господь наш Иисус Христос: «Нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други своя» (Ср.: Ин.15:13).


Материалы по теме

Монастыри

Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Владимирская область, Александровский район, село Махра

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Пензенский Троицкий женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург