9 декабря 2013 года, в день памяти преподобного Алипия столпника, Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност. Владыке сослужили клирики Троице-Сергиевой Лавры, священники Стефано-Махрищского монастыря. За Литургией пел монастырский хор на два клироса.
По окончании богослужения Владыка обратился к молящимся с архипастырским словом, напомнив о важности самоотвержения как о пути стяжания благодати Духа Святого, ведущего всякого человека к правильному устроению духовной жизни.
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Человек, живущий в Церкви, стремящийся к совершенству, думает о духовной жизни. И сколько написано книг о духовной жизни, сколько ведется разговоров о ней, но толком так никто и не определил, что же такое есть духовная жизнь. Не определили люди, но определил Господь.
Жизнь в Духе – это значит жизнь по закону Духа. В Псалтири, в 102-м псалме, который мы читаем во время Шестопсалмия, есть такое определение четкое, ясное и недвусмысленное: «Человек, яко трава дние его, яко цвет сельный, тако оцветет, яко дух пройде в нем, и не будет, и не познает к тому места своего» (Пс.102). Из этих строк мы вновь и вновь узнаем о том, что тело человека как трава: она появляется на время и исчезает, а дух приходит и уходит. Да и всякая Церковная молитва начинается с молитвенного призывания Духа Святаго: «Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди, и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».
Так вот мы часто путаем жизнь духовную с жизнью эмоциональной, с жизнью чувственной, с жизнью душевной, когда мы живем переживаниями и не греховными, а возвышенными, но все равно – это только эмоции, это только душевные переживания.
А у кого-то жизнь духа подменяется интеллектуальной жизнью. Человек думает, постоянно рассуждает, он находится в каких-то умственных поисках, но и это не жизнь духа. Для жизни духа свойственна самозабвенность тела. Только тогда, когда мы забываем о себе и всецело принадлежим своему служению, только тогда мы живем в Духе. Когда мы не услаждаемся своими высокими переживаниями, высоким умствованием, а когда мы забываем о себе.
Вся наша жизнь – это служение, а служение может проходить на кухне, в алтаре, на клиросе, у светского человека где-то в офисе – это внешняя жизнь тела. Но когда человек, забывая о себе, служит самоотверженно, то есть отвергаясь себя, только тогда это и есть жизнь.
И на самом деле очень просто отделить ложную жизнь, которую мы называем душевной жизнью и даже бесовской, интеллектуальную жизнь, умственную жизнь от жизни духовной. Это жизнь духа, это подчинение своего тела всецело тому служению, которое тебе дал Господь. И тогда ты уже не жалеешь себя, у тебя уже ничего не болит, ты уже не устаешь и тебе ничего другого не надо, потому что ты живешь для Духа, который живет в тебе. И блажен человек и благословен человек, который отвергся себя ради жизни духа.
Ведь как грустно иногда слышать и видеть, как много внимания мы отдаем своему телу, своей душе и забываем о духе. Помните слова Христа Спасителя, жесткие, даже страшные слова: «Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит ее Мене ради и Евангелия, тот спасет ее» (Ср.: Мк.8:35). То есть тот, кто живет не то что телом, а даже душою, возвышенными душевными переживаниями, - и тот человек не будет спасен, и только тот, кто забывает и о своих душевных переживаниях, и о своих телесных радостях и горестях и всецело посвящает жизнь свою духу, - только такой человек будет спасен. Его жизнь в Духе, и спасение, и жизнь духовную, о которой я говорил, можно выразить одним словом, и до нас уже выражено: самоотверженность, самопожертвование. Когда человек отвергся себя, и пожертвовал собой, и живет тем делом, которое ему дал Господь, и живет в Духе, и не жалеет себя - вот это благословенная жизнь в Духе, и это есть настоящая духовная жизнь.
Блажен человек, который стяжал эту жизнь. Такой человек в больнице не замечает, что он болеет, в темнице не замечает, что он в узах, в голоде он не замечает, что он голоден, в холоде ему не холодно, когда вокруг него враги, он не замечает их, ибо в них видит братий своих, он возлюбил их во Христе. И благословен такой человек, и мы должны стремиться именно к этому, к такой духовной жизни, которую и заповедал нам Господь наш Иисус Христос: «Нет больше той любви, когда кто душу свою положит за други своя» (Ср.: Ин.15:13).