Архиепископ Феогност отслужил Литургию в Покровском Хотькове монастыре

11 августа 2016 года, в день празднования памяти мученика Каллиника, в Покровском Хотькове ставропигиальном женском монастыре Божественную литургию возглавил председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.

Его Высокопреосвященству сослужили братия Свято-Троицкой Сергиевой лавры и духовенство Покровского Хотькова монастыря.

По окончании богослужения владыка Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:

«Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Для всякого православного человека очевидно – и это известно нам изначально, – что главное – это спасение души. Именно поэтому человек идет в монастырь, именно поэтому накладывает на себя подвиги, трудится, молится – человек хочет спасения души.

Но вместе с тем наряду с этой мыслью, верной и истинной, есть другая: "Кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее, а кто погубит ее Мене ради и Евангелия, тот спасет ее" (Мк. 8, 35–36). Как же понять: с одной стороны, нам говорят о том, что главное – это спасение души, но вместе с тем Евангелие говорит о том, что, кто хочет душу свою спасти, тот погубит ее? Как же быть: спасать душу или не спасать? Ответ очень простой: "Заповедь новую даю вам – да любите друг друга" (Ин. 13, 34). Тогда, когда мы забываем о себе – в миру, в семье – ради детей, ради семьи; на службе – там долг – ради ближних; в монастыре – ради братий и сестер, – когда мы забываем о себе, т.е. когда мы становимся как бы не причастны к спасению своей души, вот тогда мы ее и спасаем. А как только мы думаем о спасении своей души и забываем, что рядом с нами братья и сестры, рядом с нами друзья и враги, рядом с нами близкие и дальние, рядом с нами люди, вот тогда, когда мы забываем об этом, тогда-то мы губим свою душу. Поэтому нет никакого противоречия в первой истине: главное – спасение души. А вторая истина только подтверждает: тот, кто думает о себе – эгоист; он закрылся где-то в себе, никого не видит, никого не слышит и молится о спасении своей души, – конечно, он погубит свою душу. А тот, кто вышел к ближним ради любви к ним, спасет свою душу.

И Сам Господь снисшел с небес "нас ради человек и нашего ради спасения". Страшные Страсти, и Животворящий Крест, и вольное погребение Плоти изволил по любви к роду человеческому. И мы должны помнить об этом и быть благодарны Богу. И наши святые, преподобные и богоносные отцы наши, все забывали о себе. Они забывали о себе ради ближних, ради братий, сестер, отцов, матерей, ради Родины, ради Церкви. Они забывали о себе. И вот те, кто забывал о себе, тот и спасал свою душу, а кто был поглощен спасением своей души и думал только о себе, тот губил свою душу.

Благодарение Богу, что нам открываются простые и ясные истины. Как сказал один военный конструктор: "Всё необходимое просто, а всё сложное не нужно". Где просто, там Ангелов со сто, а где мудрено, там нет ни одного. И вот эти две самые простые истины: хочешь душу свою спасти, губи ее ради ближнего, забывай о себе, служи ближним как раб купленный. Как о преподобном Сергии сказано, он братии служил как раб купленный: и дрова рубил, и воду носил, и просфоры пек. А родители его? Забывали о себе ради своих детей. А отец преподобного Сергия с князем в Орду ходил, забывая о себе. В этом такая великая сила и в этом путь к счастью – забыть о себе хотя бы на время. Лучше навсегда, но хотя бы на время иногда забывать о себе и помнить, что рядом люди, которые болеют, которые скорбят, которым плохо, которым тяжело, которые мучаются. Вот помнить об этом и забывать о себе. И тогда мы будем подвизаться, губя свою душу, и Господь ее будет спасать. Аминь».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ