Архиепископ Феогност совершил Литургию на Московском подворье Валаамского монастыря

13 августа 2015 года, в день памяти священномученика Вениамина, митрополита Петроградского, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в храме Преподобных Сергия и Германа Валаамских Московского подворья Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили: Заместитель Председателя отдела архимандрит Стефан (Тараканов); настоятель храма игумен Иосиф (Крюков); клирики Московского Валаамского подворья в священном сане.

На богослужении присутствовали руководители Воскресной школы, духовно-просветительских курсов для взрослых, члены действующего при подворье Миссионерского братства во имя Преподобного Германа Аляскинского. Трудами братства на подворье проводятся регулярные катехизические беседы, приходское консультирование. Члены братства подготавливают и раздают молящимся в храме избранные тексты с фрагментами Божественной литургии, которая по благословению Святейшего Патриарха Кирилла и игумена Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия вот уже более полугода каждое воскресенье совершается с привлечением к пению всех прихожан.

По окончании Литургии Высокопреосвященный владыка обратился к молящимся с архипастырским словом:

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В Священном Писании Господь говорит о Себе: «Аз есмь Первый и Последний – Альфа и Омега, начало и конец» (см. Откр. 1:8). У Бога  и начало, и середина, и конец истории – всё воедино. И Господь знает первое так же, как знает последнее. В сегодняшнем евангельском чтении (Мф. 24:27–33, 42–51) мы с вами слышали описание картины, которая предшествует Второму страшному Пришествию и самому Пришествию Христову. И эта картина не ужасает нас, она заставляет нас задуматься о том – а что же мы должны делать, для того чтобы достойно встретить Христа Спасителя.

Ведь можно просто ждать и ничего не делать. Можно просто страшиться, бояться. А можно жить, выполнять свой долг и творить доброе в жизни своей. Всё зависит от того выбора, который сделает человек. Сегодняшнее евангельское чтение показало нам: те, кто будут просто ждать и ничего не делать, – не удостоятся благословения Господня и не внидут в Царство Божие. И наоборот будет с теми, кто творит доброе в жизни своей. Простая, ясная, но трудная для усвоения истина, ибо ждать и страшиться гораздо легче, чем что-то делать, чем выполнять свой долг, чем делать доброе в жизни своей.

В Древнем патерике есть такая история. Был великий святой, монах – Пимен Великий, и у него были два брата, которые жили с ним в скиту. Когда их младший брат прослышал о подвигах и о славе братьев, он решил к ним прийти. Придя, он увидел, что они трудятся, работают на поле. И брат возроптал, сказал: «Я пришел сюда делать не брашно гиблющее (то есть пищу земную) – я пришел сюда творить молитву, жить духовной жизнью». Наступило время обеда, братья сели за трапезу, а младшего брата не пригласили. Но он спокойно ждал. Наступил вечер, и братья, помолившись, пошли в кельи. А в пустыне днем жарко, а вечером и ночью холодно. Младшему брату стало холодно, он стал стучаться в дверь к братьям: «Откройте!» Они спрашивают: «А кто ты?» – «Я ваш брат». – «Нет, – говорят, – наш брат – Ангел, он не пьет, не ест. А ты – бес».

И брат понял свое глубокое заблуждение: нужно не ждать, а трудиться. Ибо нам Господь благословил жить на этой земле, мы живем в этом теле. И мы должны творить доброе в жизни своей. И самим ничего не бояться, кроме Бога. И других не пугать! Как много страхов уже было в 80-е, 90-е, 2000-е годы! Но жив Господь. И для Бога тысяча лет – как один день, а один день как тысяча лет.

Как-то – давно было дело – ко мне подошла одна раба Божия и говорит: «Вот меня старец благословил в брак не вступать, и я живу так уже тридцать лет, а антихриста всё нет. Я что, получается, зря жду?» Я подумал: «Господи, какая же она несчастная. И как это страшно – ждать». Нужно жить и творить добро. Ведь сказаны ключевые слова: «В чем застал, в том и судить буду». Вот делаешь ты доброе в жизни своей. И придет Господь, и благословит тебя. А если ты ничего не делаешь, сам пугаешься и людей пугаешь, страхи нагоняешь: «Страшно, страшно…» Ну и что – разве Божие дело ты делаешь? Человека нужно учить только одному: «Кто Бога боится, тот никого не боится». Большой страх освобождает от малого страха.

Все хотят освободиться от страха, а как? Нужно Бога бояться. Когда ты Бога боишься, тебе уже ничто и никто не будет страшен. И ты будешь свободен в этой жизни, и счастлив, и благословен. И жизнь для тебя будет благо, а смерть придет – ты благословишь Бога, потому что ты здесь был с Ним, и там будешь с Ним.

Потому-то сегодняшнее евангельское чтение о Втором Пришествии Христовом, о Страшном Суде вдохновляет нас на делание добрых дел, на служение Богу. На свидетельство Христа Иисуса Господа нашего, но свидетельство не только словом, а и жизнью, делом.

Есть очень точная, глубокая русская пословица: «Словом наскучишь, а примером – научишь». И еще – одного старца спросили: «Отче, когда наступит конец света?» Он дал такой простой ответ: «Когда примера не будет». Книги – будут, учить по книгам – будут, а жить так – не будут. Вот тогда и наступит конец света. А пока есть примеры, – как в свое время Аврааму Бог сказал: «Если хотя бы десять праведников будет, пощажу города сии…» (см. Быт. 18:32) – точно так же и сегодня, даже в многомиллионной Москве, – если десять праведников будет, уже жизнь будет продолжаться.

Но праведники – это те, кто молятся за грешников, а не те, кто помещают их в ад. Тот, кто своей праведностью надмевается, своим величием восхищается, от своей чистоты приходит в благоговейное возбуждение, –несчастнейший из людей, это пример злой и неправильный.

Жить нужно в Боге и с Богом. И свидетельствовать об этом своей доброй жизнью. Ведь часто нужно немногое – просто улыбнуться близкому человеку. Тебе на него что-то наговорили, он надулся, и ты надулся… Улыбнись – и он улыбнется, и он уже не враг твой, а друг твой. И не требует Господь, чтобы мы носили вериги, чтобы мы шли пешком в Иерусалим,  чтобы месяцами ничего не ели… Нужен пост, нужна молитва, нужно паломничество. Но самое главное – это доброта нашего сердца, это любовь, которая проявляется вовне. Почему победили христиане в первые века? Они языческому миру свидетельствовали своей жизнью любовь. Языческий мир прогнил насквозь, и там не было правды, там не было счастья, там был сплошной мрак. А христиане были светом в этом мире. Своей любовью, своей братской взаимопомощью они вдохновляли язычников, и те начинали верить. Вот так и сегодня. И здесь, в Москве, и в других городах и весях.  Когда мы будем вместе, а не дружить против кого-то, – вот тогда мы будем Божиими людьми. А когда мы живем в зависти, в ревности, в каких-то страшных ожиданиях… – не надо. Господь – Спаситель, Господь – Промыслитель, а мы чада Его, и Господь любит нас и от нас ждет только одного: чтобы мы тоже полюбили Бога, и полюбили ближнего.

Всех вас благодарю за святые молитвы.

Архиепископ Феогност ознакомился также с жизнью подворья и преподал его клирикам и насельникам благословение на дальнейшие труды.

На память о посещении Московского подворья Валаамского монастыря игумен Иосиф (Крюков) преподнес Его Высокопреосвященству икону преподобных Сергия и Германа Валаамских.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь