Архиепископ Феогност совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре в день празднования Собору Московских святителей

18 октября 2016 года, в день памяти святителей Петра, Алексия, Ионы, Макария, Филиппа, Иова, Ермогена, Тихона, Петра, Филарета, Иннокентия и Макария, Московских и всея России чудотворцев, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.

За богослужением молились настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), заместитель Председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Московского подворья Пюхтицкого Успенского ставропигиального женского монастыря игумения Филарета (Смирнова), сестры и прихожане обители.

По завершении богослужения Высокопреосвященнейший Владыка Феогност обратился к молящимся с проповедью:

«Человеку свойственно – не по Божественной, а по искаженной грехом природе – преувеличивать собственные трудности и завидовать окружающим. Мы говорим: "Мне тяжело. Мне трудно. Меня не любят и не уважают. У меня все плохо. А вот у других людей все хорошо". Это основа всех конфликтов, всех болезней и всякого зла. И Господь дал нам новую заповедь, которая нас преображает: "Заповедь новую даю вам, да любите друг друга" (Ин. 13, 34). Стоит человеку забыть о себе, вспомнить о том, что окружающим труднее, и тогда он становится человеком Божиим. Ибо на эгоиста, живущего только собственными проблемами, благодать никогда не снизойдет. Он всегда будет несчастным, но не потому, что ему чего-то не хватает, а потому, что он слишком много думает о себе.

В Священном Писании, в Книге Екклесиаста, есть такие слова: "Не говори: "Отчего это прежние дни были лучше нынешних?" – потому что не от мудрости ты спрашиваешь об этом" (Еккл. 7, 10). Как часто мы слышим: "Вот раньше было лучше. А сейчас…" Это глупость и гордость. Все времена и лета сотворил Господь. Каждое время является спасительным для человека, который желает спасения. И наоборот: человек, не желающий спастись, находит причину, как оправдать собственное бездействие, лицемерие и ничтожество.

Сегодня мы празднуем память святителей Московских. Путь каждого из них был крестным, мученическим путем. Кто-то из них видимо претерпевал мучения и мучения страшные, как святители Филипп и Ермоген; чьи-то мучения были не так видны, но это были не меньшие страдания. Нельзя сказать, что времена святителя Петра были лучше, чем времена святителя Филиппа, а времена святителя Филиппа – лучше, чем время, когда жил святой Патриарх Ермоген или когда взошел на Патриарший престол святитель Тихон. Все времена одинаковы. Господь дает нам время, а не мы выбираем времена – мы в них живем и умираем. А смерть есть не что иное, как печать либо нашего величества, либо нашего ничтожества. Когда мы благословляем Бога на пороге смерти, мы велики, а когда мы жалеем себя и проклинаем свою жизнь, мы ничтожны.

И в сегодняшний день – день памяти святителей Московских, наших великих молитвенников и угодников Божиих, – мы молим Господа, чтобы Он дал нам мудрость не искать причину наших бед и трудностей вовне, в окружающих людях. Мудрец подобен стрелку из лука: во всех неудачах он винит только себя. Не нужно завидовать людям, а нужно благодарить Господа за то, что Он нам дает, радоваться этому дару и никогда не говорить, что тем, кто рядом с нами, или тем, кто был прежде нас, было лучше. Всем и во все времена пришлось нести свой крест. И мы несем не какой-либо другой, а только свой крест. Мы должны благодарить Бога за данный нам крест и за все то доброе, что с нами совершается, и просить прощения у Господа за то злое, что в нас происходит. В этом есть наш путь, который заканчивается смертью но, «смерть есть к жизни возрожденье, к жизни той, где смерти нет» (Д.М. Ратгауз). Там будет конечное воздаяние за наше доброе и злое, за нашит правды и неправды. А нашу земную жизнь, которую дал нам Господь, мы должны принять с благодарностью и не накладывать на себя и на окружающих бремена неудобоносимые. Ибо на вопрос апостола: "Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?" (Мф. 19, 27) – Господь ответил, что и здесь Он нас не оставит, и здесь мы ни в чем не будем испытывать недостатка.

Мы молимся святителям, чтобы они дали нам мудрость и понимание, что Господь дал нам все необходимое и все у нас есть. Нам остается только одно: не завидовать, не злобствовать, благодарить, радоваться и трудиться. И в этом наша часть на земле, на которой мы живем. Да поможет нам Господь в сем великом и благословенном пути. Аминь».

 

Материалы по теме

Публикации

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ