Архиепископ Феогност совершил Литургию в Богородице-Рождественском монастыре

22 ноября 2016 года, в день празднования иконе Пресвятой Богородицы «Скоропослушница», председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност совершил Божественную литургию в Богородице-Рождественском ставропигиальном женском монастыре.

Его Высокопреосвященству сослужили наместник Спасо-Преображенского ставропигиального мужского монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архимандрит Стефан (Тараканов), наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря игумен Варфоломей (Петров), исполняющий обязанности наместника Заиконоспасского ставропигиального мужского монастыря иеромонах Даниил (Константинов), духовенство обители.

За богослужением молились игумены и игумении ставропигиальных монастырей, помощник председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству по вопросам сохранения и использования объектов культурного наследия С.А. Анохина, заведующая канцелярией Синодального отдела по монастырям и монашеству Г.В. Филиппова, главный редактор официального сайта Синодального отдела по монастырям и монашеству Е.П. Орлова, представители пресс-службы Отдела, монашествующие ставропигиальных монастырей, сестры и прихожане обители.

По окончании Литургии Высокопреосвященнейший владыка Феогност обратился к молящимся с проповедью:

«В дни Богородичных праздников мы каждый раз слышим Евангельское чтение о том, как две сестры Марфа и Мария принимали Христа-Спасителя. И у нас всегда возникает недоумение. Господь говорит о том, что Марфа "печется… о мнозем", а Мария "благую часть избра". Но на самом деле Господь не осудил Марфу: Он с любовью сказал ей о том, что она "печашеся и … молвяше о мнозе службе" (см. Лк. 10, 38–40). Мария же избрала благую часть и сидела у ног Иисусовых. Поэтому Христос приветствует и утверждает ее, свидетельствуя, что ее выбор выше и лучше.

Каждому человеку Господь дал свой дар. И благословен человек, который принимает с благодарностью и развивает тот дар, который дал ему Бог. Как в притче о талантах господин дал одному из рабов пять талантов, другому три, а третьему – один, так и Господь каждому дает свой дар – нечто такое, чтобы человек не мог упрекнуть Его в том, что Бог ничего ему не дал.  Так, например, в Церковно-археологическом кабинете Московской Духовной академии хранится икона, которую написал человек, не имевший рук и державший кисть зубами. Так и у каждого есть свой дар.

Но нужно понять, почему человек бывает недоволен своим даром и не благодарит Бога.  В Книге Премудрости Соломона есть такие слова: "Бог не сотворил смерти и не радуется погибели живущих. (Прем. 1, 13) Но завистию диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его (Прем. 2, 24)". Диавол позавидовал человеку в раю, и зависть вошла в род человеческий. И самый большой грех, который у нас есть, это именно зависть. Ибо в зависти есть два чувства: с одной стороны, это неблагодарность Богу, а с другой – хула: "Ты мне что-то не дал, Господи. Вот ему или ей ты дал больше, а мне Ты этого не дал". И благо, если человек может признаться в этом грехе. Но не у каждого хватает мужества признаться, что это в нем есть, и нередко бывает так, как сказано в Священном Писании: "Усты своими благословляху, и сердцем своим кленяху" (Пс. 61, 4). То есть устами человек говорит "Господи, помилуй", "благодарю", а сам ропщет на то, что у него мало, а у кого-то – гораздо больше. Сегодняшнее Евангельское чтение говорит нам о том, что нет большего и меньшего – есть разные дары служения. Одному Господь дал одно, а другому другое, и ничто не больше другого, ибо всё это – дары Божии. Начало духовной жизни – видеть свой дар, данный Богом, и благодарить за него.

И еще очень важно (и это уже признак святости) радоваться дару другого человека, тому, что у него что-то получается лучше, что он обладает чем-то большим. Если человек может порадоваться дару другого – это, действительно, Божий человек. А если у человека в сердце ропот и зависть, то он разрушает самого себя и других.

Если мы пытаемся жить духовной жизнью, то она начинается именно с того, чтобы найти в себе дар, который дал Господь, развивать этот талант и радоваться тому, что рядом есть люди, которых Бог также наградил дарами.

Помните Евангельскую притчу о том, как Господин нанимал работников в виноградник? Одни из них трудились весь день, другие пришли позже, а были и такие, которые проработали всего час. И Господин дал всем одинаковое вознаграждение. Тот, кто работал больше, возроптал: "Как же так? Я столько трудился, а получил одинаковую плату с проработавшим только час!" На это Господин ответил: "Мы с тобой договаривались именно о такой цене, и я тебе ее дал. Неужели я не могу дать другому столько, сколько хочу?"

Как же мы говорим, что доверяем Богу и веруем в него, и вместе с тем не можем порадоваться за ближнего и не осознаем, что наш Господь – Владыка всего и Он решил дать ближнему эти блага? Кто ты, чтобы завидовать, роптать и осуждать Бога, Который дал другому человеку такой дар?

Всё просто и ясно, но сколько болезней и скорбей происходит у нас от зависти! Зачастую мы не можем принять ни того, что Бог дал дар другому человеку, ни собственный дар, который нам нужно развивать. А нужно принять данное Богом и порадоваться за другого человека. Это начало и конец духовной жизни: ведь когда мы радуемся и благодарим, Господь дает нам сторицей как в Евангельской притче, где удвоились данные таланты.  Потому Господь и говорит устами пророков и апостолов: "Радуйтесь… и паки реку, радуйтесь (Флп. 4, 4)". "Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех" (Мф. 5, 11–12).

Нам нужно радоваться и благодарить Бога и всеми силами искоренять из себя зависть: ловить себя на мысли, не развивать зависть в своих помыслах, а тотчас же каяться и просить прощения у Бога и ближних. И тогда жизнь наша будет гораздо счастливее и радостнее уже здесь, на земле, потому что мы воистину будем благословлять Бога и благодарить Его».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ