Святейший Патриарх Кирилл принял участие в открытии выставки «Новодевичий монастырь. Вехи истории» в Государственном историческом музее

13 августа 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в церемонии открытия выставки «Новодевичий монастырь. Вехи истории» в Государственном историческом музее в Москве. Выставка, приуроченная к 500-летию Новодевичьего ставропигиального женского монастыря, организована при поддержке Благотворительного фонда «Транссоюз» и АО «Объединенная металлургическая компания» (ОМК).

У входа в здание Выставочного комплекса Государственного исторического музея Предстоятеля Русской Православной Церкви встречали: заместитель председателя Правительства Российской Федерации, сопредседатель Оргкомитета по празднования 500-летия Новодевичьего монастыря Д.Н. Чернышенко; первый заместитель министра культуры Российской Федерации С.Г. Обрывалин; генеральный директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин.

В сопровождении Д.Н. Чернышенко, С.Г. Обрывалина и А.К. Левыкина Святейший Патриарх Кирилл ознакомился с экспозицией. Пояснения давала заместитель генерального директора Исторического музея по фондовой работе М.В. Чистякова.

По окончании осмотра выставки Святейший Патриарх Кирилл оставил запись в книге почетных гостей: «Сердечная благодарность всем, кто создал, сохраняет и обогащает эту замечательную коллекцию. В неразрывной связи поколений, которая обеспечивается в первую очередь духовным и культурным преемством, и содержится самый исток подлинного суверенитета и благополучия народа. Помощь Божия да пребывает со всеми тружениками музея».

Также запись оставил и Д.Н. Чернышенко: «От имени Правительства Российской Федерации примите слова глубокой благодарности за невероятный выставочный проект, посвященный 500-летию празднования основания Новодевичьего монастыря! Прекрасные образцы выдающегося творчества наших мастеров разных эпох великолепно отражают важность сегодняшних мероприятий по духовно-нравственному воспитанию нашей молодежи!»

Затем состоялось торжественное открытие выставки.

Среди первых посетителей выставки, присутствовавших на церемонии открытия, были: Патриарший наместник Московской митрополии митрополит Крутицкий и Коломенский Павел; управляющий делами Московской Патриархии, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве митрополит Воскресенский Григорий; личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла епископ Раменский Алексий; секретарь Святейшего Патриарха по Московской области протоиерей Дионисий Казанцев; настоятельница Новодевичьего ставропигиального женского монастыря игумения Маргарита (Феоктистова); заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа); настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова); руководитель юридической службы Московской митрополии иерей Василий Лосев; директор Департамента музеев и внешних связей Министерства культуры РФ Е.М. Харламова; председатель Наблюдательного совета Фонда содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество», заместитель председателя Императорского православного палестинского общества А.В. Громова; президент ОМК Н.К. Еремина; представители государственных структур, сотрудники архивов и федеральных музеев, представители ОМК.

Святейший Патриарх Кирилл обратился к участникам церемонии открытия с приветственным словом:

«Уважаемый Дмитрий Николаевич! Уважаемый Алексей Константинович! Дорогие братья и сестры!

Я сердечно приветствую вас всех на открытии замечательной выставки, приуроченной к 500-летию Новодевичьего ставропигиального женского монастыря.

Прежде чем посетители смогут зайти в залы и начать осмотр, хотел бы сказать несколько слов.

Каждому посетителю эта выставка откроется со своей стороны. Так уж всегда бывает, когда мы смотрим на что-то, в том числе на произведения искусства. Мы ведь его воспринимаем не только зрительно, но этот зрительный образ отображается и в нашем сознании. А поэтому наши убеждения, наше воспитание, уровень нашей культуры во многом соучаствуют в том процессе, который и формирует восприятие личностью того или иного произведения искусства. Этот тезис легко доказывается тем, что человек неподготовленный, не живущий интеллектуальной жизнью, никак не связанный с эстетическим измерением, не понимает искусство. Мы же знаем, что многие люди, особенно в послереволюционное время, когда открыли искусство народу, смеялись, показывали пальцем на обнаженные тела, не понимали того, что изображено, особенно если изображались сюжеты из Ветхого или Нового Завета. Поэтому зритель – всегда соучастник. Он всегда критик, он оценивает то, что видит, и он соучастник того процесса, источником и вдохновителем которого является художник.

И прежде чем посетители смогут зайти в зал и начать осмотр экспозиции, я хотел бы еще раз сказать о том, что каждому посетителю эта выставка откроется с той стороны, которую пишет и которую формирует сам посетитель. Историк, конечно, откроет для себя значимые артефакты прошлого, связанные с жизнью российских правителей, а также видных государственных, церковных деятелей разных эпох. Но самое главное – выставка, оснащенная передовыми интерактивными технологиями, поможет посетителям ощутить преемство духовно-культурной традиции нашего народа и почувствовать свою реальную к ней причастность.

«Память противостоит уничтожающей силе времени… В этом ее величайшее нравственное значение». Это очень точные слова глубоко уважаемого мною Дмитрия Сергеевича Лихачева, с которым я имел возможность и быть знакомым достаточно близко, и взаимодействовать. Вот эти слова и следует всем нам хорошо запомнить. Величие нравственного значения, в том числе человеческой личности и эпохи, – и в способности противостоять уничтожающей силе времени. Отношение людей к национальной истории – один из показателей духовной зрелости общества, его нравственной и творческой силы.

Сегодня человек, погруженный в глобализирующую реальность, в мир без границ и ценностей, зачастую оказывается потерянным и как бы выпадает из исторического преемства поколений, лишается духовной идентичности. Это большая беда. Убежден, что общество, в котором таких людей большинство, не имеет будущего, а народ обрекается на опасность исчезновения.

Именно поэтому современная политическая борьба нередко нацелена на то, чтобы лишить людей прошлого, лишить людей и страны их ценностей – культурных, духовных, религиозных. Такого рода действия имеют очень опасную цель – подорвать силу противостоять врагу, и речь идет не только о вооруженном враге, а о всем том, что может разрушить духовную, культурную подлинность народа.

Вот поэтому трудиться над сохранением и упрочением той «дней связующей нити», которая помогает людям осознать свое место в мире и почувствовать живую связь со своим народом, – это очень важная и ответственная работа. Конечно, она достаточно кропотливая, непростая. Но ее плодом является укрепление одной из главных основ, на которых зиждется национальная культура.

Мы знаем, что во многих семьях принято бережно сохранять и передавать предметы, принадлежавшие предкам: иконы, перед которыми молились бабушки и дедушки, книги, предметы обихода. Но если этот обычай оказывает влияние на укрепление многолетних семейных связей, то сколь же важно это и в отношении народных реликвий, тех духовных ценностей, которые имеют значение для жизни всего народа.

Благодарю организаторов выставки за проделанную очень интересную, хотя и непростую работу и надеюсь, что прикосновение к истории одной из старейших женских обителей Москвы, а через это – к русской национальной истории – станет вдохновляющим открытием для многих наших соотечественников. Благословение Божие да пребывает над всеми вами. Благодарю за внимание».

Также на церемонии выступили заместитель председателя Правительства РФ Д.Н. Чернышенко и генеральный директор Государственного исторического музея А.К. Левыкин.

***

В экспозиции выставки «Новодевичий монастырь. Вехи истории» представлены подлинные памятники XVI-XVII вв., имеющие мемориальный характер и связанные с историческими персоналиями, – это и вклады в монастырь царей Ивана IV и Бориса Годунова, и келейные иконы царевен и цариц, и надгробные иконостасы царевен Милославских – дочерей царя Алексея Михайловича.

Достойное место на выставке занимают выдающиеся памятники лицевого шитья XVI в. и произведения русского церковного искусства 1680-1690 гг. – многоярусные, сияющие золоченым резным объемом барочные иконостасы.

Возможности мультимедийных технологий позволяют максимально доступно представить фрески Смоленского собора. Важное место отдано аудиоинсталляциям, которые создают эффект личной причастности посетителя к происходившим событиям. Отдельный зал выставки посвящен святыням Ризницы Новодевичьего монастыря.

Тематические разделы выставки: История Новодевичьего монастыря в XVI-XVII вв.; Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря XVI-XVII вв.; История Новодевичьего монастыря в XVIII – начале XX в.; 1917 г. – начало XXI в. Расформирование монастыря. Создание музея. Возрождение обители; Реставрация. 1880-е годы – начало XXI в.

Общая площадь экспозиции – 600 кв. м.

Количество экспонатов – 340 музейных предметов из собраний Государственного исторического музея и Российского государственного архива древних актов. Выставка продлится с 14 августа по 4 ноября 2024 г.

Материалы по теме

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Иоанно-Предтеченский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка