6 июля 2015 года, в день празднования Владимирской иконы Божией Матери, Божественную литургию в Свято-Троицком Стефано-Махрищском ставропигиальном женском монастыре возглавил Председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Сергиево-Посадский Феогност.
Богослужение совершалось в храме Преподобного Стефана Махрищского.
Его Высокопреосвященству сослужили братия и клирики Свято-Троицкой Сергиевой лавры.
По окончании Литургии архиепископ Феогност обратился к молящимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Многие добродетели даны человеку для того, чтобы он, живя по этим добродетелям, наследовал жизнь вечную. Но одна из главных добродетелей, так необходимых человеку, – это простота. У прп. Амвросия Оптинского есть такие слова: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено – там ни одного». Благословен человек, у которого простое сердце. Ведь когда мы молимся, читая молитву Господню «Отче наш», то мы просим, чтобы Господь дал нам и то, и другое, и третье, но мы молимся, чтобы Господь избавил нас только от одного – от лукавства. А лукавство – это как раз есть сложность сердца. Такой человек живет одновременно в нескольких измерениях, в нескольких пространствах, он постоянно все высчитывает, просчитывает, рассчитывает; наверное, это имеет право быть, но это не добродетель.
Кто-то из современных нам конструкторов сказал: «Главное достоинство конструкции – это простота». И еще: «Все необходимое – просто, все сложное – не нужно». Как важно понять эту добродетель и стремиться к этому идеалу, потому что все в этой жизни конечно, и сама жизнь конечна. И мы рано или поздно умрем, и нам будет все равно, что мы ели, что пили, во что одевались, обувались, но какой наша душа предстанет суду Господа – вот это будет самое главное. И нет человека, «иже жив будет и не согрешит», но нет греха непрощенного, есть только грех нераскаянный. И есть одна добродетель, которая покрывает все, – это простота.
Когда мы вспоминаем о пророке-царе Псалмопевце Давиде, когда мы читаем его богодухновенные псалмы, какая в них простота и ясность и нет никакого лукавства. «Аз исповем пред Господом беззаконие мое иму». Давид не лукавит, он был прост и ясен и потому он угодил Господу. И много святых угодило Богу, и многие у них добродетели, но без простоты сердца, с лукавством, никакая добродетель не бывает спасительна. Только тогда, когда у нас есть простота и ясность – как нам Господь говорит, «…если око твое чисто будет, то все тело твое светло будет» (Мф. 6, 22) – вот тогда мы в простоте сердца живем и ходим пред Богом. Тогда те добродетели, которые мы совершаем, спасительны. И если даже этих добродетелей немного, то простота сердца и нелукавство – это залог и надежда на то, что Господь помилует, простит, примет в Свои небесные обители.
И какие бы молитвословия по длине мы ни совершали, сколько бы мы поклонов ни делали, сколько бы акафистов ни читали, если у нас нет простоты, если в нашем сердце есть лукавство, тогда никакая добродетель нам не будет спасительна.
В этой жизни человек подвергается многим испытаниям, и многие искушения бывают ему, и невозможно преодолеть их без помощи Божией. Когда Антоний Великий увидел землю, опутанную как бы сетями, – это были все козни диавольские – то он спросил: «Господи, а кто же спасется?» Ответ был простой: «Смиренномудрый». А смиренномудрие – это и есть простота. И именно в храме Божием мы осознаем себя чадами Божиими, и именно в храме проясняется наше сознание, наш ум. И здесь мы понимаем, что все наши хитрости, все наше лукавство видны Господу. И самое главное, что мы должны сделать, с чего мы должны начать и чем мы должны закончить, – это простота сердца и простота ума.
Посмотрите, какие заповеди прп. Сергий оставил братии: «Братия, внимайте себе, всех молю, прежде имейте страх Божий и чистоту душевную и телесную, и любовь нелицемерную; к сим же и странноприимство, и смирение с покорением, пост и молитву. Пищу и питие в меру; честь и славу не любите, паче же всего поминайте час смертный и второе пришествие Господне». Как просто: всего-навсего лишь несколько строчек – это единственное, что осталось в письменном виде от прп. Сергия. Но нет ничего большего: если мы хотя бы часть этого в себя вместим – это уже будет полнота, этого будет уже много.
И да поможет нам Господь сохранить то состояние, которое мы в храме Божием по милости Божией испытываем. Сохранить простоту, сохранить ясность ума, не лукавить, ходить пред Богом, не угождать людям, не угождать себе, а пред Богом ходить, и тогда Господь благословит наше хождение, а наши падения уврачует, поднимет, укрепит и благословит на дальнейшее прохождение жизни нашей здесь, на земле, по тому пути, который ведет в Царство Божие».