В Иоанно-Предтеченском монастыре проведен очередной семинар проекта «Монашество в истории»

16 апреля 2018 года в Московском Иоанно-Предтеченском ставропигиальном женском монастыре, в рамках проекта «Монашество в истории» состоялся очередной семинар.

Семинар провела кандидат филологических наук Мария Константиновна Кузьмина, специалист по древнерусской агиографии. Для своего выступления автор выбрала тему «Житие Кирилла Челмогорского. Реконструкция истории текста и логики его составителей».

Житие русского подвижника, преподобного Кирилла Челмогорского отличается своеобразием как структуры, так и содержания и до сей поры предлагает исследователю больше вопросов, нежели ответов.

Преподобный Кирилл подвизался на северо-западе Руси, сначала в Великом Новгороде, затем – избрав пустынный образ жительства – ушел на север и поселился близ Каргополя, на берегу Челмозера. Несмотря на стремление к отшельничеству, он прослыл «просветителем чуди» – финно-угорских племен, изначально населявших эти места.  Данные о времени его жизни неоднозначны: некоторые считают его современником преподобного Сергия Радонежского; по другой версии, он жил в конце XV – начале XVI столетия.

Само Житие преподобного является довольно поздним памятником и относится, по-видимому, к концу XVII века, а до нас дошло в списках XVIII–XIX веков. Проблему для его изучения представляет то, что на сегодняшний момент не существует научного критического издания текста данного памятника, следовательно, невозможен анализ текстологических связей, и многие вопросы, как было отмечено в ходе семинара, остаются открытыми.

М.К. Кузьмина обратила внимание слушателей на интересный факт наличия в структуре Жития двух частей, заметно отличающихся друг от друга, что дало возможность исследователям, в частности, А.В. Пигину, говорить о причастности к созданию памятника, по крайней мере, двух, или даже трех агиографов.

Первая часть – это компилятивный текст, во многих фрагментах почти дословно повторяющий Житие преподобного Нила Столобенского. Вторая же часть практически целиком самостоятельна. Описываемые в ней чудеса, происходящие по молитвам святого, как утверждает М.К. Кузьмина, оригинальны и не встречаются в других русских житийных памятниках. По характеру это красочные образные повествования, исполненные психологически точных деталей. Преподобный Кирилл без какого-либо мистического ореола является людям и помогает отыскивать пропажи, пробуждает совесть у вора, воспрещает посторонним пользоваться монастырским имуществом и т. п.

Загадку представляют отношения святого с насельниками монастыря, созданного в его честь (устроенного уже после кончины преподобного): он является не им, а священнику Иоанну, клирику храма в селе Лядины, расположенном неподалеку (возможному автору литературного текста Жития). Иоанн имеет дар изографа, и ему преподобный Кирилл                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     настойчиво предлагает написать его истинный образ – по-видимому, оспаривающий уже установившуюся иконописную традицию.

Венчает текст Жития история детей-озорников, сурово наказанных увечьями и в конце концов исцеленных Кириллом Челмогорским. Докладчица придерживается мнения, что этот эпизод прямо соотносится с похожей историей про озорничавших детей в Житии преподобного Нила, – что, таким образом, может подтверждать наличие некоего «третьего» агиографа, который пытался примирить противоречия в характере двух частей памятника.

В заинтересованном живом обсуждении, прошедшем по окончании выступления М.К. Кузьминой, было отмечено, что особенности Жития преподобного Кирилла побуждают к дальнейшим исследованиям сразу в нескольких направлениях. В частности, интересна перспектива помещения его в широкий контекст агиографической литературы XVII века, а также рассмотрение отдельных сюжетов как отражения реальных исторических коллизий этого времени.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Воскресенский Новодевичий монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь