3 марта 2019 года, в Неделю мясопустную, о Страшном Суде, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископ Каширский Феогност возглавил Божественную литургию в Зачатьевском ставропигиальном женском монастыре Москвы.
В монастырском соборе Рождества Пресвятой Богородицы Его Высокопреосвященству сослужило духовенство обители.
За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского монастыря игумения Иулиания (Каледа) с сестрами, прихожане и гости обители.
Церковные песнопения исполнил сестринский хор монастыря.
По окончании Литургии владыка Феогност совершил славление образу Божией Матери «Милостивая», чтимой святыне Зачатьевской обители, и прочитал перед ним молитву.
В завершение архиепископ Феогност обратился к собравшимся с архипастырским словом:
«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Неделя о Страшном Суде. Земной суд… Он страшит, потому что нет человека, который был бы праведен и чист абсолютно. Тем паче страшен Небесный, последний, Суд. Как сказано у премудрого Соломона о земле и небе, ”и видел я… место правды, а там – неправда... И видел я место суда – а там беззаконие. И понял я, что суд над всяким делом и вещью – там” (см.: Еккл. 3, 16), то есть, на Небесах. Именно об этом Небесном Суде повествует сегодняшнее евангельское чтение.
Человек страшится суда, но для того, чтобы избежать страха, нужно понять, что такое суд. Суд есть проявление сущности... Земной суд несовершенен. Человек может обмануть, он может избежать наказания. Но Небесный Суд – это как раз тот Суд, который смотрит на человека изнутри. Человек открыт перед этим Судом. И для того, чтобы не страшиться этого Суда, нужно быть правдивым по отношению к себе, по отношению к Богу и по отношению к ближнему, а для этого человек должен быть добр, он должен быть благожелателен.
Я не буду пересказывать сегодняшнюю евангельскую притчу, но обращу внимание на две основные мысли. Первая – всегда нужны конкретные дела. Ты должен помочь: накормить того, кто голоден, напоить того, кто алчет, одеть того, кто наг, упокоить того, кто не имеет прибежища, посетить того, кто в больнице, посетить того, кто в темнице... И, если ты это делаешь, если ты добр и не пренебрегаешь своим ближним, значит, ты можешь идти на Суд с надеждой, что будешь оправдан. Ты идешь со страхом, потому что нет ”человека, который жив будет и не согрешит” (см.: 2 Пар. 6, 36), но у тебя есть надежда. И, наоборот, если человек пренебрегал ближним, никого не любил, а жил только собой, только своими интересами, он не будет оправдан на Страшном Суде.
Вторая мысль этой притчи такова. То, что мы делаем ближним, мы делаем Богу. Помните, как праведники спросили Господа: ”Когда мы Тебя видели жаждущим, алчущим, нагим, странным?..” (см.: Мф.: 25, 38). На что Господь сказал: ”То, что вы сделали одному из малых сих, вы Мне сделали” (см.: Мф. 25, 40). Благословен человек, который понимает, что он делает Самому Богу.
Наши благочестивые предки считали высочайшей честью принимать странников, потому что верили, что под видом странника может явиться Ангел и Сам Господь. Принимали, потому что верили. Потому Господь и благословлял. И, как бы бедно они ни жили, у них всегда была радость о Духе Святом.
Совершенная любовь изгоняет страх, а там, где есть страх, там нет любви. И когда мы живем с вниманием, милостью к ближним, тогда у нас пропадает страх. Мы верим, что Господь милостивый и человеколюбивый, и смиряемся, становимся кроткими... И это не подвиг. Это путь к подлинному счастью здесь, на земле, и это путь в Царство Небесное, куда Господь зовет всех ”труждающихся и обремененных” (см.: Мф. 11, 28).
Всех благодарим за святые молитвы. И да поможет нам Господь уразуметь, что любить людей – это не тяжелый крест и не подвиг. Это величайшая радость и единственное средство, чтобы нам быть оправданными на Страшном Суде и услышать: ”Приидите ко Мне, возлюбленные Отца Моего. Я уготовал вам Царство от сложения мира” (см.: Мф. 25, 34). Аминь».
Фото: Владимир Ходаков