В Никольском скиту Валаамского монастыря состоялся престольный праздник

17 декабря 2016 года, в день памяти преподобного Иоанна Дамаскина (+ 780), в Никольском скиту Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря состоялся престольный праздник: домовая церковь братского корпуса скита освящена в честь празднуемого святого.

В 1996 году, после восстановления обители от запустения в годы советской власти, именно в домовом храме Прп. Иоанна Дамаскина начали совершаться богослужения. Домовая церковь построена по проекту архитектора А.М. Горностаева в 1865 году в доме для священства и братии. 

В данном храме, как и при валаамском игумене Дамаскине, регулярно служат Божественную литургию. По действующему уставу Валаамского монастыря в церкви осуществляется чтение Неусыпаемой Псалтири: в дневные часы Псалтирь читают в Центральной усадьбе монастыря, а ночью в Никольский скиту чтение продолжают монахи, живущие в обители долгое время. 

О возрождении домовой церкви в честь Прп. Иоанна Дамаскина вспоминает иеромонах Гедеон, скитоначальник Никольского скита:

«Первые восстановительные работы были проведены в 2003 году. Мы тогда расписали основной алтарь и закончили все росписи в храме. Год назад, в 2015 году, исполнилось ровно 150 лет со дня строительства домового храма Прп. Иоанна Дамаскина, и в юбилейный год мы завершили роспись всего притвора храма с изображением наших Валаамских подвижников: преподобных Германа Аляскинского и Антипы Валаамского, преподобного игумена Назария и игумена Дамаскина.

Как-то однажды один наш трудник (впоследствии он стал митрополитом всей Америки и Канады Ионой) случайно отыскал на стенах домашней церкви Иоанна Дамаскина старые фрески в келейном корпусе. Вот, буквально, ковырнул – и нашел благословляющую десницу святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца (+ 1378 г.). И мы уже начали искать по-настоящему: расчистили своды, а там все росписи сохранились в контуре: что смогли – то восстановили.

Росписи расчищали с помощью самых обычных бытовых «бритвочек», убирали грязь и ничего специально не подкрашивали – посчитали, что нужно сохранить именно историческую живопись. Если посмотреть на роспись, можно увидеть, что она вся такая блеклая, будто из прошлых веков. Изображение Спасителя, которое находится в центре, было только частично утрачено. Его пришлось восстанавливать по частям, и там видно, что и где писали заново. Потому что еще несколько лет назад на этом месте люстра висела. Мы уже забываем, что в келейном корпусе в советское время размещалось психоневрологическое отделение дома-интерната – в домовом храме тогда жили люди. Сейчас же, слава Богу, Никольский скит живет полноценной монашеской жизнью и у нас подвизается больше десяти человек насельников».

Историческая справка

Преподобный Иоанн Дамаскин (675–780 гг.) – великий христианский поэт и гимнограф, крупнейший богослов и апологет Православия. Родился в Дамаске (около 675 г.) в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее образование. Под руководством преподавателя изучил философию, математику, астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы Освященного (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.

Его духовное наследие огромно и составляет бесценное сокровище Церкви. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли – всё это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Неслучайно его называли «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.

С поэзией Иоанна тесно связана и его музыкальная деятельность. Ему принадлежит первая церковная нотная система и оформление большинства христианских песнопений в Типиконе и Октоихе.

Еще более святой известен как богослов. Он создал фундаментальный труд «Источник знания», состоящий из трех частей: «Диалектика», «Книга о ересях» и «Точное изложение православной веры». Эта система идей о Боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и потустороннем мирах. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (например, Фомы Аквинского). Для Православной Церкви сочинение Иоанна до сих пор является первостепенным источником основ христианского вероучения.

С точки зрения искусствоведения Дамаскин интересен как яростный противник иконоборчества и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.

Согласно его теории можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного Писания, жития святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.

Халиф заподозрил Иоанна в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменование этого чуда и в знак вечной благодарности Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, отлитую их чистого серебра. Сейчас она находится в монастыре Хиландар (Афон, Греция). Так возник один из канонических иконописных образов Богоматери – Богоматерь «Троеручица».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Макарьева пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург