В Никольском скиту Валаамского монастыря состоялся престольный праздник

17 декабря 2016 года, в день памяти преподобного Иоанна Дамаскина (+ 780), в Никольском скиту Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря состоялся престольный праздник: домовая церковь братского корпуса скита освящена в честь празднуемого святого.

В 1996 году, после восстановления обители от запустения в годы советской власти, именно в домовом храме Прп. Иоанна Дамаскина начали совершаться богослужения. Домовая церковь построена по проекту архитектора А.М. Горностаева в 1865 году в доме для священства и братии. 

В данном храме, как и при валаамском игумене Дамаскине, регулярно служат Божественную литургию. По действующему уставу Валаамского монастыря в церкви осуществляется чтение Неусыпаемой Псалтири: в дневные часы Псалтирь читают в Центральной усадьбе монастыря, а ночью в Никольский скиту чтение продолжают монахи, живущие в обители долгое время. 

О возрождении домовой церкви в честь Прп. Иоанна Дамаскина вспоминает иеромонах Гедеон, скитоначальник Никольского скита:

«Первые восстановительные работы были проведены в 2003 году. Мы тогда расписали основной алтарь и закончили все росписи в храме. Год назад, в 2015 году, исполнилось ровно 150 лет со дня строительства домового храма Прп. Иоанна Дамаскина, и в юбилейный год мы завершили роспись всего притвора храма с изображением наших Валаамских подвижников: преподобных Германа Аляскинского и Антипы Валаамского, преподобного игумена Назария и игумена Дамаскина.

Как-то однажды один наш трудник (впоследствии он стал митрополитом всей Америки и Канады Ионой) случайно отыскал на стенах домашней церкви Иоанна Дамаскина старые фрески в келейном корпусе. Вот, буквально, ковырнул – и нашел благословляющую десницу святителя Алексия, митрополита Московского и всея Руси чудотворца (+ 1378 г.). И мы уже начали искать по-настоящему: расчистили своды, а там все росписи сохранились в контуре: что смогли – то восстановили.

Росписи расчищали с помощью самых обычных бытовых «бритвочек», убирали грязь и ничего специально не подкрашивали – посчитали, что нужно сохранить именно историческую живопись. Если посмотреть на роспись, можно увидеть, что она вся такая блеклая, будто из прошлых веков. Изображение Спасителя, которое находится в центре, было только частично утрачено. Его пришлось восстанавливать по частям, и там видно, что и где писали заново. Потому что еще несколько лет назад на этом месте люстра висела. Мы уже забываем, что в келейном корпусе в советское время размещалось психоневрологическое отделение дома-интерната – в домовом храме тогда жили люди. Сейчас же, слава Богу, Никольский скит живет полноценной монашеской жизнью и у нас подвизается больше десяти человек насельников».

Историческая справка

Преподобный Иоанн Дамаскин (675–780 гг.) – великий христианский поэт и гимнограф, крупнейший богослов и апологет Православия. Родился в Дамаске (около 675 г.) в богатой и знатной христианской семье, получил разностороннее образование. Под руководством преподавателя изучил философию, математику, астрономию и музыку. Сначала Иоанн служил при дворе Омейядов, затем удалился в монастырь Св. Саввы Освященного (близ Иерусалима), где и прожил до самой смерти.

Его духовное наследие огромно и составляет бесценное сокровище Церкви. Предание называет Иоанна автором замечательных церковных песнопений, в которых христианский мир до сих пор черпает мудрость, силу и утешение. Лаконичность и живость языка, трогательный лиризм и глубина мысли – всё это делает Дамаскина величайшим поэтом Византии и всего христианского мира. Неслучайно его называли «златоструйным». Одним из первых он составил календарь дней памяти христианских святых и подвижников.

С поэзией Иоанна тесно связана и его музыкальная деятельность. Ему принадлежит первая церковная нотная система и оформление большинства христианских песнопений в Типиконе и Октоихе.

Еще более святой известен как богослов. Он создал фундаментальный труд «Источник знания», состоящий из трех частей: «Диалектика», «Книга о ересях» и «Точное изложение православной веры». Эта система идей о Боге, сотворении мира и человеке, определяющая его место в этом и потустороннем мирах. Этот труд оказал огромное влияние на будущие поколения не только православных, но и католических богословов (например, Фомы Аквинского). Для Православной Церкви сочинение Иоанна до сих пор является первостепенным источником основ христианского вероучения.

С точки зрения искусствоведения Дамаскин интересен как яростный противник иконоборчества и создатель теории Священного образа, положившей начало канонизации иконописи.

Согласно его теории можно и нужно изображать то, что было в действительности (сцены из Священного Писания, жития святых). Можно писать Христа в том виде, в котором он пребывал на земле, но нельзя писать образ Бога-Отца.

Халиф заподозрил Иоанна в шпионаже в пользу Византии и приказал отрубить ему кисть правой руки. Иоанн приложил отрубленную кисть на место, всю ночь усердно молясь об исцелении иконе Богоматери, по преданию написанной самим евангелистом Лукой. Наутро кисть приросла. В ознаменование этого чуда и в знак вечной благодарности Дамаскин прикрепил к серебряному окладу чудотворной иконы руку, отлитую их чистого серебра. Сейчас она находится в монастыре Хиландар (Афон, Греция). Так возник один из канонических иконописных образов Богоматери – Богоматерь «Троеручица».

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Саввино-Сторожевский ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»