В Новоспасском монастыре отслужили панихиду по монахине-затворнице Досифее

17 февраля 2017 года исполнилось 207 лет со дня преставления монахини Досифеи (принцессы Августы Таракановой; 1745–1810 гг.) – насельницы московского Ивановского женского монастыря. По сложившейся традиции сестры и прихожане Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря на Китай-городе  по окончании Божественной литургии приехали в Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь поклониться мощам монахини-затворницы, которые покоятся в храме-усыпальнице Преподобного Романа Сладкопевца. Панихиду по подвижнице совершил клирик Иоанно-Предтеченской обители иерей Владимир Батов.

Надпись на гробнице монахини Досифеи гласит: «Под сим камнем положено тело усопшия о Господе монахини Досифеи обители Ивановского монастыря, подвизавшейся о Христе Иисусе в монашестве 25 лет и скончавшейся февраля 4 дня 1810 года (принцесса Августа Тараканова)». Четверть века узница-монахиня, смиренно склонясь перед Промыслом Божиим, все дни проводила в умной молитве, рукоделии, чтении Евангелия, богослужебных и святоотеческих книг. Так она шествовала монашеским путем, полностью отрешившись от мирской суеты и пустынножительствуя посреди городского шума. Сестры возрождающегося Иоанно-Предтеченского монастыря говорят, что пример подвижнической жизни монахини Досифеи для них особенно важен. Он придает им силы нести монашеский крест смиренно и с радостью. Готовя материалы для канонизации старицы высокой духовной жизни, насельницы обители продолжают собирать свидетельства о ее молитвенной помощи людям и свидетельства ее почитания, которое началось сразу после кончины монахини Досифеи. Сегодня ее почитание  распространяется не только в столице: многочисленные паломники из разных городов и весей с благоговением и любовью горячо молятся пока еще не канонизированной подвижнице и по вере своей многие получают помощь, о чем письменно сообщают  в Иоанно-Предтеченский монастырь.

Краткая справка

Об удивительной судьбе княжны Таракановой рассказывает историческое предание. Оно связывает ее родственными узами с царской фамилией и повествует о тайном, но законном морганатическом браке императрицы Елизаветы Петровны с графом Алексеем Григорьевичем Разумовским. Через год или полтора у них родилась дочь принцесса Августа – та невинная страдалица, которая впоследствии сделалась известной в истории под именем княжны Таракановой – монахини Досифеи. По сложившимся жизненным обстоятельствам родители Августы не могли воспитывать дочь, но их личное благочестие ей было известно и служило примером. Принцесса  воспитывалась за границей. Хитростью – в возрасте 39 лет – она была привезена в Россию по повелению императрицы Екатерины II, которая, как говорят, беседовала с ней долго, откровенно. Наконец государыня объявила, что Августа должна для спокойствия России удалиться от света, жить в уединении в монастыре и, чтобы не сделаться орудием в руках честолюбцев, постричься в монахини.

Игуменией в то время в Ивановском монастыре была Елисавета, старица доброй жизни, более 40 лет безвыходно жившая в монастыре. Духовным руководителем матери Досифеи стал старец Новоспасского монастыря иеромонах Филарет, в схиме Феодор (Пуляшкин). Еще один современник монахини Досифеи оказал огромное влияние на формирование «нравственного характера» отшельницы, взяв ее под отеческое покровительство. Это митрополит Московский Платон (Левшин). Пока жива была Екатерина II, он руководил заточенной в четырех стенах таинственной для всех монахиней  через игумению обители и духовника. А после смерти императрицы Преосвященнейший владыка сам бывал у затворницы, и, как рассказывали современники, в большие праздники приезжал к ней с поздравлениями.

От духовно опытной старицы «протянулась ниточка» в Саровскую и в Оптину пустынь. Благодаря наставлениям затворницы, прозорливо увидевшей  дальнейшую судьбу братьев Путиловых, они избрали путь монашеского делания. Младший, Иона, принявший постриг с именем Исаии, стал десятым настоятелем Саровской пустыни. А при  старшем его брате схиархимандрите Моисее Оптина пустынь стала, по существу, центром духовной жизни России.

Фото: В. Ходаков

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ