В Покровском Хотькове монастыре отметили престольный праздник

11 октября 2016 года в день памяти преподобных Кирилла и Марии в Покровском Хотькове монастыре торжественно отметили престольный праздник Радонежских чудотворцев, родителей преподобного Сергия Радонежского.

Всенощное бдение в Никольском соборе обители возглавил благочинный Свято-Троицкой Сергиевой Лавры архимандрит Павел. Раннюю Божественную Литургию в Покровском соборе, где покоятся святые мощи преподобных Кирилла и Марии, возглавил архиепископ Сергиево-Посадский Феогност наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству.

После поздней Божественной литургии был совершен праздничный молебен с Крестным ходом.

В этот знаменательный день гости поздравляли настоятельницу монастыря игумению Олимпиаду с сестрами и вспоминали о том, из какой разрухи вновь поднялась прекрасная обитель во славу Бога и на радость людям.

По окончании Богослужения Владыка Феогност обратился к верующим с архипастырским словом:

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл просил меня передать свое патриаршее благословение и поздравление с праздником, с днем памяти преподобных Кирилла и Марии, матушке Игумении, сестрам, паломникам, всем благочестивым мирянам, пришедшим в этот день помолиться ко гробу преподобных и богоносных Кирилла и Марии.
Преподобный Сергий, сын Кирилла и Марии, великий, преславный и дивный угодник Божий.
Человеку свойственно задавать вопросы, и он задает себе вопрос: «А в чем же величие преподобного Сергия? Почему на протяжении столетий к нему обращаются взоры людей, и мысленные, и молитвенные?» И пытливый ум пытается проникнуть в то, в чем величие преподобного Сергия, почему в стране Российской, в Америке, в Австралии, в Азии, в Африке везде есть храмы преподобного Сергия, везде почитают преподобного Сергия? Почитают его так потому, что он в своей жизни исполнил заповеди Господни. И Господь дал ему великую благодать еще при жизни, и по его отшествии в горние обители Господь дал ему силу и благословение не оставлять нас, живущих на земле. И каждый из нас в свою меру чувствует прикосновение преподобного Сергия к каждому из нас, и к стране нашей, и к Земле нашей.
Угодник Божий тот, кто угодил Богу. И самое важное, самое трудное и самое главное свидетельство того, что человек живет в Боге, - это не только его пост и его молитва, это не только его поклоны, это не только его бдение, - это нечто большее. Святость человека определяется тем, насколько человек может забыть о себе. У каждого из нас есть время для себя, у каждого из нас есть что-то личное. А святой человек не имеет ничего личного и не имеет ничего своего. И преподобный Сергий не жил своим миром и своей жизнью, он жил жизнью Божией и жизнью народной, Земли, на которой Господь благословил ему быть.
И подвиг каждого из нас определяется не количеством канонов и акафистов, не количеством земных поклонов, не нашим постом, нашим бдением и какими-то другими потами. Подвиг в нашей жизни определяется тоже только одним – умением забыть о себе. И все конфликты, все ссоры, все зло на земле происходит от эгоизма. Потому что меня, любимого, обидели, обо мне забыли, у меня нет чего-то, мне чего-то не хватает, мне так трудно, мне так плохо – это и есть начало зла, это разложение души, это рак души. Душа загнивает заживо и умирает, будучи в живом теле, потому что она живет только собой. А святость – это забвение о себе.
И необязательно нужно идти в монастырь, и в миру можно забыть о себе ради своих детей, ради своей семьи, ради Родины, ради Церкви. Забыть о себе – именно в этом счастье. Не в том, что мы съедим или выпьем, не в том, во что мы оденемся или куда мы пойдем, не в том, что мы увидим или услышим, а в том, насколько мы забудем о себе. Такая парадоксальная, странная мысль: человек, который хочет стать счастливым и приобретает мир, он становится несчастным, а человек, который не хочет личного счастья в этом мире и отдает всего себя служению, такой человек становится счастливым.
Святость – это не надрыв, святость – это не изнеможение, святость – это радость о Духе Святом, это счастье самозабвения, счастье, когда ты забываешь о себе, о своих болезнях, о своих скорбях, о своих трудностях, о том, что тебе чего-то не хватает, а видишь то, что рядом людям трудно, рядом кому-то чего-то не хватает. И у тебя есть желание отдать себя ближнему. Вот в этом все Христианство, в этом все Православие. И оскудение наступает тогда, когда каждый из нас начинает думать только о себе, о своем несчастье, о своей неудавшейся жизни, о том, что каждому из нас не хватает, – и мир разрушается, деградирует, и он не существует, потому что его нет, ибо в нем нет благодати Божией. А плоть без Духа, без благодати Божией долго жить не может. И везде Господь нас призывает не к тому, чтобы мы сделали что-то великое, что-то светлое, а только одно – забыть о себе, ибо любовь – это не что иное, как самозабвение. И только память о себе дает нам тяготу, муки и тяжесть жизни.
Если мы внимательно посмотрим в прожитую жизнь, то увидим, что у нас самые несчастные минуты были, когда мы осознавали свое несчастье, а счастливыми мы были тогда, когда забывали о себе, когда мы полюбили: полюбили Бога, полюбили ближнего, своих детей, свою семью, Церковь, когда мы полюбили и забыли о себе. И вот каждый из нас должен просто внимательно рассмотреть, когда же я бываю счастлив и когда несчастлив. Когда я бываю эгоистом, я не бываю счастлив, ибо эгоистов счастливых не бывает. И наоборот, когда я люблю, я бываю счастлив.
И в сегодняшний день, день, когда мы вспоминаем о преподобных Кирилле и Марии и преподобном и богоносном отце нашем Сергии, мы вспоминаем именно об этом. Они жили в то время, когда было труднее, чем сейчас, но они не скорбели, благодарили Бога и жили не для себя. И в этом было их счастье, и в этом была их святость. И к этому нас призывает Господь. И когда мы просим, чтобы преподобные Кирилл и Мария, Сергий и все святые молились о нас, то мы просим не только о том, чтобы нам дали здоровье, материальных благ, а прежде всего о том, чтобы они нам дали возможность забывать о себе хотя бы иногда и полюбить, полюбить Бога, полюбить мир Божий, полюбить ближних и забыть о себе. Забыть о себе, и только тогда стать по-настоящему счастливыми.
Всех вас поздравляю с праздником».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Марфо-Мариинская обитель милосердия
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Воскресенский Новодевичий монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь