11–12 декабря 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в Свято-Успенском Пюхтицком ставропигиальном женском монастыре прошла двухдневная Международная научно-практическая конференция по проблемам образования.
Конференцию возглавил ректор Московской духовной академии, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви архиепископ Верейский Евгений, председателем оргкомитета форума выступила настоятельница Пюхтицкого монастыря игумения Филарета (Калачева).
С 2012 года монастырь проводит Пюхтицкие чтения в формате научно-практической конференции. Нынешние чтения, собравшие священнослужителей, педагогов из университетов и общеобразовательных школ Эстонии, России, Латвии, Беларуси и Швеции, проходят в шестой раз.
География выступавших на пленарных заседаниях обширна: Таллинн, Кохтла-Ярве, Резекне, Минск и Стокгольм. Россия была представлена гостями из самых разных регионов – от Калининграда до Томска, Красноярска и Хабаровска, а также Москва и Санкт-Петербург. Среди участников форума присутствовал депутат Латвийского парламента (Сейма) Иван Рыбаков.
Чтения были посвящены памяти схиигумении Варвары (Трофимовой), более сорока лет являвшейся настоятельницей Пюхтицкой обители и с именем которой связана целая эпоха в истории женского монашества.
В рамках шестых Пюхтицких чтений «Светское и духовное культурное наследие как ценностная основа формирования личности современника» рассматривались проблемы взаимодействия светских и духовных педагогических традиций.
Научный куратор конференции, доктор педагогических наук, профессор монахиня Сергия (Комиссарова) из Санкт-Петербурга пояснила участникам, что с самого начала проведения конференций вопросы воспитания были первоочередными. Нынешний форум также сфокусировал свое внимание на этой актуальной проблематике.
Монахиня Сергия считает, что предыдущие поколения накопили огромный опыт педагогики, который еще предстоит современным школьным и вузовским просвещенцам открыть. «Наследники не знают, чем они владеют: есть огромный пласт церковной педагогики, есть ее великие учителя. Заново изобретать велосипед не надо, а следует пользоваться опытом Русской Православной Церкви, трансформируя его на сегодняшнее мировоззрение, на сегодняшнюю молодежь», – выразила свою точку зрения куратор конференции.
Она также подчеркнула, что сама атмосфера Пюхтицкой обители располагает к откровенному разговору. Причем, как отмечает научный куратор конференции, особенностью Пюхтицких чтений является обсуждение проблем на профессиональном уровне, поскольку в форуме участвует университетское сообщество.
Член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой экономической географии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена профессор Юрий Гладкий шестой год участвует в Пюхтицких чтениях. По его словам, актуальность тематики нынешней конференции обусловлена тревогами по поводу того, что нарушение баланса между светскими и духовными ценностями приводят в обществе к негативным результатам.
«Культура в любой стране стабильно будет развиваться в тесном единстве с Церковью, с духовными ценностями», – говорит ученый из Санкт-Петербурга. Юрий Никифорович подчеркивает, что участие в чтениях представителей разных стран – важный механизм для установления добрососедских межгосударственных связей.
Участница чтений педагог из Кохтла-Ярве, руководитель расположенного в этом шахтерском городе Музея славянской культуры Роза Иванова сообщила, что гуманитарные дисциплины, в том числе родной язык и литература и история, а также творчество зарубежных литераторов, имеют огромное значение в формировании нравственного сознания молодежи. Особенно она выделяет значение русской и зарубежной классической литературы, базирующейся на духовных христианских ценностях.
Роза Иванова считает, что проблемой школ Ида-Вирумаа и в целом Эстонии является постепенное исчезновение воспитательной функции, в то время как школа, по ее мнению, обязана не только давать знания по предметам, но и оказывать духовно-нравственное влияние на ребенка. «В этом процессе первые помощники – гуманитарные предметы, родной язык и литература, а также история. Причем объективная история», – пояснила Роза Иванова.
По результатам двухдневных чтений принят итоговый документ. Издан также сборник докладов, с которыми педагоги в разных странах будут иметь возможность ознакомиться.