В Валаамском монастыре состоялась первая Литургия в новом храме блгв. вел. кн. Александра Невского

12 сентября 2015 года, в  день перенесения мощей святого благоверного великого князя Александра Невского (в схиме Алексия), в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре состоялась первая Божественная литургия в новом храме, освященном в честь этого святого.

Богослужение возглавил начальник Смоленского скита Валаамской обители иеромонах Давид, которому сослужила братия обители в священном сане.

Строительство храма в честь Святого благоверного великого князя Александра Невского началось в 2007 году, а в 2015 были закончены работы по его благоукрашению.

10 июля 2015 года во время Первосвятительского визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения храма: «Святой благоверный князь Александр Невский прославился подвигами на Северо-Западе Руси, и поэтому очень правильно, что храм был освящен в честь его святого имени». 

По окончании богослужения иеромонах Давид обратился к присутствующим с проповедью:

«Сегодня на Валааме в нашей святой обители появился еще один престольный праздник. Божиею благодатию еще на одном месте будет приноситься бескровная жертва любви Божией о всем многострадальном нашем мире.

Мы совершаем память одного из наиболее почитаемых святых нашей Русской Земли. Говорить о благоверном князе Александре можно много: биографии его хватит, чтобы до самого утра рассказывать, каким он был дивным духовным мужем, мудрым политиком, мужественным и храбрым воеводой, но главное, он был настоящим христианином, настоящим человеком Божиим и был прославлен не только за свои многочисленные победы и за свое мудрое правление, но, в первую очередь, он был прославлен за то, что он в своем положении руководствовался только теми принципами, которые открывают нам свет любви Божией, свет Евангельских заповедей Христовых.

Он одержал победы во множестве битв: на Неве – над шведами, за что и был назван и прославлен как «Невский», на Чудском озере – над немцами, в Новгороде – над литовцами. Его правление и политика отношений с Ордой, под которой была основная часть нашего континента, открывает нам его духовную мудрость.

Сейчас не хочется пересказывать его биографию, а хочется сказать лишь об одном слове, которое Духом Святым изрек он тогда перед первой и очень важной битвой. Битва эта показала тогда Западу и Северу, тем странам, которые всячески тщились захватить наши земли, стереть их из истории человечества, как были стерты имена множества народов, что сделать это никому не удастся. Тогда он впервые дал мужественный ответ, что русские – это народ, который имеет право быть и способен дать ответ и литовцам, и германцам, и шведам. Тогда, перед Невским сражением, он изрек: “Не в силе Бог, а в правде!“

И это слово может быть нашим руководством на каждый день, когда гордость наша, уповая лишь на силу своего ума, своего авторитета, пытается что-то доказать. В мире сила физическая, сила власти пытаются доминировать и диктовать свои условия. Но история показывает, что Бог не в этой силе, но в правде. Правда Божия – совсем другая правда в отличие от нашей, человеческой. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, если бы мы требовали справедливости от Бога, то никто бы из нас не спасся, ибо если бы Бог поступал с нами по справедливости, по правде человеческой, то никто бы в этом Суде не устоял. Разве, говорит он, справедливо поступает Бог по отношению к грешнику, который достоин множества мучений, наказаний, самого ада? Но Бог поступает по Своей правде – по правде любви, милующим оком взирая на всякого человека и “не хотяй“, как сказано пророком, “смерти грешника“, но только лишь его обращения к жизни настоящей, в самом глубоком смысле этого слова – к жизни Божией.

Вот в чем правда Его, вот в чем сила Его: поступить по любви. Поэтому в Своей золотой лествице, Нагорной проповеди, Господь говорит, что блаженны нищии, кротцыи, плачущие, милостивые, гонимые миром сим. В них-то и открывается истинная сила Божией правды, правоты сердца, истинная сила любви, которая выше всякой силы мира сего. Как сказано, кто смирился – тот и победил.

Хотя святой благоверный князь Александр обладал силой мира сего, был наделен великой властью, занимал высокий пост, но сумел не прельститься этой силой, а использовать ее на созидание, жертвенно и самоотверженно служа своему народу, руководствуясь правдой Божией, хотящей спасения каждому человеку и каждому народу.

Каждый из нас может почувствовать в себе эту силу. И в этом смысле не надо жеманничать, смиренничать и как-то умалять те таланты, которыми наделен каждый из нас. Но, как говорит Иоанн Златоуст, если талант посвящен земному, а не Богу, вечности, то он зарыт в землю.

Нам необходимо, ощутив в себе силу Божию, использовать ее с любовью, ибо это главный критерий всей нашей жизни, всякого нашего поступка, всякого нашего слова. Тогда эта сила станет силой Божией, как мы видим на примере благоверного князя Александра, с которым связан переломный момент в истории Русской Земли, русского народа.

Дай Боже каждому из нас следовать путем этого дивного святого, именем которого наречены многие и многие русские люди. Наверное, Александр – второе по популярности имя после Иоанна (Ивана), что свидетельствует о том, насколько русское сердце, русская душа, русский народ почитал этого дивного святого, его мужество, его кротость, его духовную мудрость и его правду, правду Божию, правоту сердечную, которую он сумел сохранить, будучи на высоком ответственном посту в то тяжелое для нашей страны время. И так каждый из нас на том месте, на которое его поставил Промысл Божий, да будет стараться сохранять правду Божию, правду любви Божией, хотящей каждому человеку спастися и в познание истины приити. Аминь».

Краткая справка

Храм в честь Благоверного князя Александра Невского во Владимирском скиту будет встречать паломников со стороны бухты, символизируя «водные ворота». Этот небольшой храм для братии и прихожан изначально задумывался как часть скита.

Проектировал храм заслуженный архитектор Российской Федерации Андрей Анисимов.

 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Пензенский Спасо-Преображенский мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Воскресенский Новодевичий монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы