В Зосимо-Савватиевском храме Троице-Сергиевой лавры состоялся престольный праздник

В ночь с 20 на 21 августа 2017 года, накануне дня памяти перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), в домовом храме Наместничьих покоев Троице-Сергиевой лавры были отслужены праздничные всенощное бдение по афонскому уставу и Божественная литургия святителя Иоанна Златоустого.

По сложившейся традиции богослужение длилось около шести часов с 22.00 до 04.00 часа утра. Службу возглавил доцент и заведующий библиотекой Московской духовной академии игумен Дионисий (Шленов).

Его Высокопреподобию сослужили преподаватель МДА иеромонах Таврион (Смыков) и студент подготовительного курса магистратуры диакон Рустик Лужинский.

Церковные песнопения византийским распевом за богослужением исполнили студенты Московских духовных школ.

По благословению наместника Свято-Троицкой Сергиевой лавры архиепископа Сергиево-Посадского Феогноста богослужения в церкви Преподобных Зосимы и Савватия, Соловецких Чудотворцев, проводятся, преимущественно, на греческом и славянском языках с исполнением некоторых частей богослужения на других языках.

За Литургией после прочтения уставных отрывков из Священного Писания отец Дионисий обратился к молящимся с проповедью:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Братия, отцы, и сестры, мы сегодня слышали два евангельских чтения: одно рядовое, другое посвящено преподобным Зосиме и Савватию. Одно евангельское чтение повествует, что, когда Спаситель пребывал в пустыне, Ангелы приступили к Нему и «начали служить» Ему. Другое евангельское чтение, традиционное, посвящено преподобным. Когда Господь в окрестностях Галилейского моря исцелял и проповедовал Заповеди Блаженства, люди, которые находились вокруг, «стали» или «начали исцеляться». В первом евангельском чтении употребляется греческое слово διηκόνουν ("дииκонун", греч.) – "стали служить", а во втором используется слово ἐθεραπεύοντο ("эферапевонто", греч.) – "стали исцеляться". И тот, и другой глаголы указывают на начало действия, на то, что начинается служение Богу, которое не имеет конца, и начинается исцеление, которое – в духовном смысле - тоже может считаться не имеющим конца, ибо путь спасения по сложности почти что бесконечен…

И мы с вами, дорогие братья и сестры, когда смотрим на жития празднуемых сегодня преподобных Зосимы и Савватия, видим, что, положив начало служения Богу, они никогда не возвращались в мир, никогда не отступали от Божественных заповедей.

Преподобные Зосима и Савватия – каждый в свой срок и в свое время - погрузились в уединение, тишину Соловецких островов, в недосягаемую высоту монашеского жития. Они проявили решимость оставить мир, уединиться в неприступной твердыне, обрести так называемый ἄβατον ("аватон"), как говорят греки, место недосягаемое и «невходимое» для мира и его наветов. Их пример показывает нашей душе, что она не должна останавливаться, не имеет права на ослабление, что она, начиная свое служение Богу, не имеет права заснуть и пребывать в нерадении. Но кто-то возразит: как же тогда наши покаяние и вся наша духовная жизнь? Будем находиться в прелести? Да, мы каемся и сокрушаемся, но когда мы смотрим на пример святых, то этот пример нас вдохновляет и побуждает к духовной ревности и небезразличию.

В первом евангельском чтении мы слышали, как Спаситель во сразу после Крещения исходит из вод и Ему отверзаются Небеса. А в тропаре преподобных Зосимы и Савватия поется, что они "светильницы пресветлии во отоце моря". В евангельском чтении повествуется о Крещении во Иордане, омовении и чистоте, отверзающихся Небесах и нисходящем Свете. А в житии святых мужей говорится о потоках вод и лучах света, ибо они на острове созидали храм Преображения и особо торжественно как престольный праздник чествовали Преображение Господне. И мы с вами для того, чтобы наше восхождение к Богу было подлинным, должны сочетать в своей жизни стремление к покаянию, радостнотворный плач со стремлением к озарению Божественным Светом.

Отцы Церкви описывают плач как одну из царственных добродетелей. В то же время вода и свет – это две стихии, которые не имеют измерения. И мы с вами, взирая на пример святых, должны вступить в глубины вод и глубины света. Мы с вами должны покаяться и постараться сделать так, чтобы то начало, которое открывает нам Господь, стало по нашему рвению подлинным началом и чтобы мы шли вперед.

Преподобный Симеон, Новый Богослов, описывает монашеский остров и говорит о том, что монахи, находящиеся на этом монастыре-острове, «невходны» для мира и мир «невходен» к ним. Каждая боголюбивая душа стремится быть «невходной» для греха. Руководствуясь примерами святых мы с вами должны стремиться к тому, чтобы всё земное, многопопечительное, внешнее, мирское как можно менее входило в нашу душу, чтобы наша душа оказалась драгоценным островом пред Богом, островом Божественных добродетелей.

Преподобные Зосима и Савватий жили разными путями: Савватий подвизался в уединении, но не дожил до создания большого общежительного монастыря, родоначальникам которого оказался отец Зосима, подвизавшийся в подвигах, претерпевая нападения диких зверей, всевозможные трудные обстоятельства и искушения. Мы слышали с вами в первом евангельском чтении, что Христос был искушаем в пустыни и пребывал со зверями. Мы видим, как житие святого является невольно подражающим подвигу Господа нашего Иисуса Христа.

И мы с вами не избежим искушений, которые в нашей жизни периодически случаются, – они учат нас идти по восходящей. Чтобы все испытания, все беды, всё, что происходит с нами, способствовало тому, чтобы мы обретали безмолвие, не теряли его, а преумножали и восходили на вершину. Преображенский храм, который украсил Соловецкие острова, подобен Преображенскому храму на вершине Святой Горы Афон. Чем выше путник поднимается на вершину, тем больше ему встречается на пути всяких препятствий, скал, обрывов, особенно в зимнее время. И душа, через все трудности и препятствия восходя к Богу и вдохновляясь примером святых Отцов, в день памяти преподобных Зосимы и Савватия пусть будет особо окрыленной радостью неземной, стремясь к тому, чтобы сохранить в своей жизни духовные уроки святых. Аминь».

После проведения Таинства Исповеди все готовившиеся приступили к приобщению Святых Христовых Таин.

По заамвонной молитве священника и общего целования креста молящиеся выслушали благодарственные молитвы по Причащении.

Затем диакон Рустик произнес торжественное слово в честь празднуемых святых:

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Дорогие отцы, братия и сестры. Сегодня Русская Православная Церковь вспоминает перенесение мощей преподобных Зосимы и Савватия. В сей чудесный праздник мы находимся в этом великолепном храме. Всю неделю будет длиться попразднство Преображения Господня. Как же мы можем преобразиться? Давайте зададим себе этот вопрос. Преобразиться очень нелегко. Преобразиться – значит уподобиться Богу. И Господь сам показал, как этого можно достичь.

В первом евангельском отрывке, читавшемся за Литургией, говорится о том, что Господь сначала крестился. Так же и мы с вами имеем возможность принять Таинство Крещения. Потом Господь ушел в пустыню и постился – и мы с вами сейчас проходим поприще строгого Успенского поста, готовимся встретить праздник Успения Божией Матери. Господь был искушаем в пустыни, и этим Он показал, что и нам возможно претерпевать искушения, которые насылает на нас диавол. Господь терпит диавола лишь для того, чтобы мы укреплялись в вере. Видя ночь, мы радуемся дню; испытывая холод зимой, мы радуемся лету. Также нам Господь показывает, что, претерпев все эти скорби и страдания, как нам будет сладок Рай.

Мы с вами провели ночь в этом храме за всенощным бдением. Это наше всенощное бодрствование и есть преображение нашей души. Как нам было тяжело сейчас и как мы хотели спать, но мы перебороли себя. Господь показывает нам, как мы можем шаг за шагом, ступенька за ступенькой преодолевать себя и преображаться.

Во втором чтении Господь указал нам Заповеди Блаженства. Это и есть те ступени, которыми мы будем шаг за шагом входить в Царство Небесное.

Да поможет нам Господь преображаться и каждый день понемногу исполнять хотя бы одну из Заповедей Блаженств по молитвам Его Пречистой Матери Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, а также его святых преподобных Зосимы и Савватия. Аминь».

В завершение богослужения игумен Дионисий поздравил молящихся с торжеством и пожелал всем помощи Божией.

В честь праздничного дня каждый из присутствующих получил в дар по просфоре и частице освященных во время ночного богослужения литийных хлебцов.


ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Успенский женский монастырь с. Перевозное
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Николо-Вяжищский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы