Во время декабрьской встречи игумена Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря епископа Панкратия и первого вице-президента Русского географического общества Артура Чилингарова центральной темой беседы было падение уровня воды в Ладожском озере. По предварительным данным, озеро обмелело более чем на полтора метра.
«На футштоке пришлось сделать новую, самую низкую отметку. Мы очень обеспокоены, потому что если вода опустится еще ниже, то возникнут серьезные проблемы для судоходства, причем не только на Валааме. Санкт-Петербург не останется без воды, но те, кто проходил по Неве через мелководные Ивановские пороги, согласятся со мной, что если и в этом месте уровень воды упадет так сильно, то крупные суда просто не смогут там пройти. По нашим данным, уровень воды падает также в озерах Онежском, Ильмень и в Сайминских озерах в Финляндии», – рассказал епископ Панкратий.
Гидрометеорологические наблюдения ведутся на острове более 150 лет. В 1858 году на Ладогу прибыла экспедиция Гидрографического департамента Морского министерства, оставив после себя футшток, высеченный на одной из отвесных скал для наблюдения за состоянием озера и окружающей его природы. Осваивая исследовательскую базу, валаамские наблюдения вели монахи и послушники, один из которых – монах Иувиан (Красноперов).
Краткая справка
Монах Иувиан (Красноперов) профессиональному наблюдению за Ладогой и природой Валаама посвятил почти половину века. В одном из писем Финляндского океанографического института его назвали «наш уважаемый наблюдатель», а в Академии наук СССР величали монахом-мироведом.
В результате озерные круги «сошлись» в архивах Валаамского монастыря. Вся информация вручную фиксировалась в толстых тетрадях.
На остров отец Иувиан (в миру – Иван Петрович Красноперов) пришел в 1899 году, в братство зачислен в 1907 году, а имя Иувиан получил при постриге в 1910 году. Его призванием стало монастырское делопроизводство – сложная письменная работа, требующая высокой концентрации внимания. Известно, что, помимо наблюдений за природой, работы в метеорологической и гидрологической службах, он собирал сведения о валаамских подвижниках, работал с архивами, занимался музейным делом.
В течение всего времени он вел переписку с научными сообществами. В его архивах отражен обмен сообщениями, связанными с наводнением в 1924 году. Наблюдая за осадками, уровнем воды в Ладоге, отец Иувиан начал бить тревогу. Он предсказал наводнение в тогда уже Ленинграде.
В том же году отец Иувиан наблюдал северное сияние высотой до созвездия Большой Медведицы.
В мае 1932 года отец Иувиан выехал на лодке по внутренним монастырским заливам, о чем рассказал в письме Институту по исследованию моря.
Насколько серьезно отец Иувиан относился к своей работе, связанной с метеорологическими и водомерными наблюдениями, можно уже судить по тому, что монах называл ее миссией. Эту миссию на валаамском посту наблюдателя он выполнял с 1900 до 1939 года, пока зимой монастырь не был эвакуирован по замерзшей Ладоге в Финляндию. Там отец Иувиан задумался о систематизации своих трудов: он просматривал документы, сверял данные, вносил дополнения. Об этом свидетельствуют его письма в журнале наблюдений: «Усердно прошу сохранить сие дело. 1942», «Усердно прошу и умоляю сохранить это дело!!! Наблюдатель Валаамской метеостанции, монах Иувиан (Красноперов). 1 апреля: 1924 и 1949 гг.».