В Киево-Печерской лавре завершилась Международная научная конференция к 295-летию со дня рождения прп. Паисия (Величковского)

27–28 ноября 2017 года по благословению Предстоятеля Украинской Православной Церкви Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия в Свято-Успенской Киево-Печерской лавре состоялся Международный научно-богословский форум, посвященный 295-летию со дня рождения прп. Паисия (Величковского). 

Данная конференция призвана стать площадкой для обмена опытом, системного и разностороннего обсуждения, изучения и популяризации наследия прп. Паисия (Величковского), а также истории и влияния исихазма и Афона в развитии духовности, культуры, философии, искусства и литературы народов Центрально-Восточной Европы.

Организаторами конференции при поддержке Паломнического центра Украинской Православной Церкви и Благотворительного фонда Покрова Пресвятой Богородицы выступили: Свято-Успенская Киево-Печерская лавра, Международный институт афонского наследия, Таврический национальный университет им. В.И. Вернадского, кафедра славистики Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы (Яссы, Румыния).

В рамках мероприятия из Ново-Нямецкого ставропигиального монастыря ко дню памяти святого – 28 ноября – в Киево-Печерскую лавру впервые принесены для поклонения святыни прп. Паисия: ковчег с частью его мощей, иконописный образ и посох, принадлежавший старцу при жизни.  

Открывая пленарное заседание, Блаженнейший митрополит Онуфрий обратился к собравшимся с приветственным словом:

«Ваши Преосвященства, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
От имени Украинской Православной Церкви сердечно приветствую участников Международной научной конференции "Паисиевские чтения", посвященной 295-летию со дня рождения прп. Паисия (Величковского) и его духовно-культурному наследию.
Старец Паисий и плоды его молитвенно-пастырской и просветительской деятельности имеют особое значение для современного общества. В период массовой секуляризации, отпадения от духовных традиций и ценностей, нарушения Заповедей Божиих, утраты евангельских идеалов любви, сострадания и мира духовное посланничество прп. Паисия обретает новую актуальность и востребованность.

Нечто подобное происходило и во времена жизни и деятельности старца Паисия, из-за чего ему практически заново довелось возрождать утраченные святоотеческо-исихастские традиции православного монашества и старчества.

Как известно, монашество – это соль Церкви. По состоянию монашества можно судить о духовно-нравственном состоянии народа. Так вот прп. Паисий своими молитвами, подвигами и трудами с новой силой вдохнул в наше отеческое монашество огонь аскетической ревности и молитвы. Молитвы сердечной, внутренней. Он оживил дух древних отцов-исихастов через переводы святоотеческих текстов, через возрождение непрестанного делания Иисусовой молитвы, через любовь к аскетизму, соединенному с литературной и просветительской деятельностью на ниве духовной.

И этот Паисиевский огонь не остался бесплодным. Еще при жизни он подогрел обильные всходы, а после его праведной кончины обеспечил богатый урожай, зажигая всё новые и новые сердца стремлением к единению с Господом посредством сердечной Иисусовой молитвы.

Главным делом его жизни стало возрождение православной школы старчества. И великие старцы Оптиной пустыни, и Валаама, и Глинской пустыни, и многих других обителей на Украине, в России, Румынии, Молдове, Болгарии, Сербии, Греции, да и на самой Святой Горе Афон, – это всё плоды Паисиевской школы.

Поэтому хочу поблагодарить организаторов и участников "Паисиевских чтений", что в год 295-летия со дня рождения этого нашего великого святого вы собрались, чтобы почтить его память и труды путем изучения его многоценного наследия. Очень символично и то, что это начинание проходит в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской лавры, где будущий старец начинал свой монашеский путь.

Уверен, что сегодняшняя конференция поможет всем нам глубже осознать благотворное влияние, которое оказали старец Паисий и его наследие на нашу духовную культуру.

Призываю на ваши труды Божие благословение. Пусть Господь наш Иисус Христос по молитвам Своей Пречистой Матери умудрит и поможет нам не только уразуметь красоту духовного наследия преподобного Паисия, но и своей жизнью приобщиться к нему».

После торжественного открытия пленарное заседание под председательством епископа Ирпенского Климента, епископа Бородянского Варсонофия и директора Международного института афонской наследия Сергея Шумило продолжилось.

Сергей Шумило провел презентацию нового выпуска научного альманаха «Афонское наследие», посвященного 295-летию со дня рождения прп. Паисия (Величковского).

Затем прозвучали следующие доклады:


1. Иеромонах Кирион (Ольховик) (Афон, Греция), антипросоп Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря при Священном Киноте Святой Горы Афон. Тема доклада: «Рукописи прп. Паисия (Величковского) и его учеников, хранящиеся в архиве Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне». 

2. Игумения Mакрина (Сэучиницану) (Румыния), настоятельница Драгомирнского монастыря Сошествия Святого Духа; монахиня Мария Магдалина (Гергина), секретарь Драгомирнского монастыря Сошествия Святого Духа, хранительница Музея «Драгомирна» имени митр. Анастасия (Кримки). Тема доклада: «Следы игумена прп. Паисия (Величковского) в монастыре Драгомирна». 

3. Архимандрит Паисий (Чекан) (Кицканы, Молдова), наместник Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого ставропигиального монастыря; монах Герман (Мудренко), заведующий издательством Свято-Вознесенского Ново-Нямецкого ставропигиального монастыря. Тема доклада: «О неизвестных переводах прп. Паисия (Величковского) из библиотеки Нямецкого монастыря».

4. С.В. Шумило (Киев, Украина), директор Международного института афонского наследия, главный редактор научного альманаха «Афонское наследие». Тема доклада: «К вопросу пребывания прп. Паисия (Величковского) в Константиновской келии на Афоне: по архивным источникам». 

Далее работа конференции продолжилась в формате двух секций.

На секции «Труды, учение и наследие прп. Паисия (Величковского)» были представлены следующие доклады:

1. Иеромонах Иннокентий (Пидтоптаный) (Киев, Украина), кандидат богословия, помощник Главы отдела информации и связей с общественностью Свято-Успенской Киево-Печерской лавры. Тема доклада: «Киевский период жизни преподобного Паисия (Величковского)». 

2. Адальберто Майнарди (Бозе, Италия), кандиат философских и филологических наук, монах Преображенского монастыря в Бозе. Тема доклада: «Паисий (Величковский) и его учение о Иисусовой молитве». 

3. А.М. Брискина-Мюллер (Галле, Германия), доктор богословия, научный сотрудник богословского факультета университета им. Мартина Лютера в Галле-Виттенберг. Тема доклада: «Странники, беженцы, богомольцы. Прп. Паисий (Величковский) и проблема паломничества». 

4. Иеромонах Иосиф (Павлинчук) (Париж, Франция), доктор Сорбонны, секретарь Корсунской епархии по окормлению молдавской диаспоры во Франции, настоятель храма Свв. равноап. Константина и Елены в Кламаре и православной общины в честь Прп. Паисия Нямецкого. Тема доклада: «Влияния преподобного Паисия Нямецкого на формирование устава Ново-Нямецкого монастыря». 

5. Д.С. Морозова (Киев, Украина), кандидат культурологии, научный сотрудник Центра европейских гуманитарных исследований Национального университета «Киево-Могилянская академия», сотрудник издательства «Дух и литера». Тема доклада: «Отцы Церкви в библиотеке прп. Паисия (Величковского)». 

6. Остапчук Ежи (Варшава, Польша), хабилитированный доктор богословских наук, профессор, декан Богословского факультета, заведующий кафедрой Священного Писания Христианской богословской академии в Варшаве (Chrześcijańska Akademia Teologiczna w Warszawie). Тема доклада: «Собрание кириллических рукописных Евангелий монастырей Драгомирна и Нямец». 

7. Архимандрит Амвросий (Макар) (Милан, Италия), доктор канонического права, профессор, президент Христианской ассоциации «Евлогия», настоятель православного Свято-Амвросиевского прихода в г. Милан. Тема доклада: «Прп. Паисий (Величковский) и его роль в "филокалическом возрождении" и возврате к святоотеческому наследию Восточной Церкви». 

8. Игумен Андрей (Уэд) (Пистоя, Италия), магистр гуманитарных наук (Кембридж), бакалавр философии и теологии (Папский Григорианский университет, Рим), лицензиат теологии (Папский восточный институт, Рим), настоятель православных общин в честь Рождества Богородицы в г. Пистоя и Свт. Николая Чудотворца в г. Алессандрия, начальник скита Св. мч. Маманта, Сан Момме, Пистоя. Тема доклада: «Прп. Паисий (Величковский) и обновление афонского исихазма». 

9. Иеромонах Иустин (Юревич) (Херсонская обл., Украина), настоятель Покровской церкви с. Качкаровки Новокаховской епархии УПЦ. Тема доклада: «Духовное и естественное возрастание по автобиографическим заметкам священнослужителей XVIII века (прп. Паисий (Величковский), архим. Леонтий (Яценко-Зеленский), свщ. Илия Турчиновский)». 

Вторая секция «Паисианство: ученики и последователи прп. Паисия (Величковского), память» познакомила слушателей со следующими сообщениями:

1. М.А. Жгун (Санкт-Петербург, Россия), редактор издательства «Наследие православного Востока», преподаватель Международного центра изучения иностранных языков «Parabola». Тема доклада: «Архимандрит Симеон Ивкович – сербский ученик и переписчик прп. Паисия (Величковского) (по рукописным источникам)». 

2. Врачу Марина (Яссы, Румыния), доктор филологии, доцент кафедры славистики Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы. Тема доклада: «К рецепции труда о. Сергия Четверикова о прп. Паисии (Величковском) в Румынии». 

3. Игумен Петр (Москва, Россия), кандидат богословия, духовник Высоко-Петровского мужского ставропигиального монастыря. Тема доклада: «Духовное преемство прп. Паисия (Величковского) и исихазм в Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре». 

4. Диакон Кристиан Сучу (Париж, Франция), магистр Сорбонны, Западно-Европейская митрополия Румынской Православной Церкви. Тема доклада: «Изображая учителя. Румынские ученики старца Паисия (Величковского)». 

5. Иванов Леонте (Яссы, Румыния), доктор филологии, профессор филологического факультета Ясского университета им. Александра Иоанна Кузы. Тема доклада: «Восприятиe прп. Паисия (Величковского) в Румынии». 

6. Протоиерей Евгений Оников (Кишинев, Молдова), доктор богословия, профессор Кишиневской духовной академии. Тема доклада: «Ученик прп. Паисия (Величковского) – архим. Андроник (Попович)». 

7. Н.П. Видмарович (Загреб, Хорватия), доктор филологических наук, философский факультет Загребского университета. Тема доклада: «Исихастский традиционализм в современной социально-культурной среде». 

Второй день работы конференции, 28 ноября, начался с праздничной Литургии в Крестовоздвиженском храме Киево-Печерской лавры, по окончании которой для участников конференции была проведена экскурсия по территории монастыря.

Далее на секции «Афонское наследие и традиции исихазма в Центрально-Восточной Европе» обсуждались следующие темы выступлений:

1. М.М. Никитенко (Киев, Украина), кандидат исторических наук, заведующая отделом научно-исторических исследований Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Тема доклада: «Пещеры Киевской лавры в свете исихастских идей». 

2. И.В. Марголина (Киев, Украина), кандидат исторических наук, заведующая сектором комплексных научных исследований памятников заповедника научно-исследовательского отдела «Институт "Святая София"» Национального заповедника «София Киевская». Тема доклада: «Афонський образ Ватопедської Богоматері – родова ікона святителя Димитрія Ростовського».

3. А.Ю. Кондратюк (Киев, Украина), кандидат искусствоведения, начальник научно-исследовательского отдела изучения художественного наследия Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника. Тема доклада: «Відображення ідей ісихазму та монашої аскези в стінописі церкви Спаса на Берестові 40-х рр. XVII ст.». 

4. Монахиня Серафима (Константиновская) (Оксфорд, Великобритания), доктор философии, преподаватель истории и развития богословской мысли в Византии, богословский факультет Оксфордского университета, монахиня ставропигиального монастыря Св. Иоанна Предтечи в Эссексе, Англия (Константинопольский Патриархат). Тема доклада: «Духовничество и созерцательная молитва в русской афонской традиции».

5. С.М. Шумило (Чернигов, Украина), кандидат филологических наук, доцент кафедры украинского языка и литературы Национального университета «Черниговский коллегиум» им. Т.Г. Шевченко, докторант отдела древнерусской литературы Института русской литературы (Пушкинского дома) РАН, редактор научного альманаха «Черниговские Афины». Тема доклада: «Об особенностях древнерусского восприятия идей исихазма: на материале литературных памятников XIV–XV веков».

6. В.А. Ткачук (Киев, Украина), руководитель отдела научно-исследовательской работы Международного института афонского наследия, аспирант Киевского национального университета им. Т. Шевченко. Тема доклада: «"Приими, брате, меч духовный, иже есть глагол Божий...": четки в материальной культуре православного монашества XVII–XVIII вв.». 

Завершила работу второго дня секция «Афонское наследие и традиции исихазма в Центрально-Восточной Европе»: 

1. Иерей Виталий Игнатьев (Кропивницкий, Украина), кандидат философских наук, доцент Донецкого национального медицинского университета, настоятель храма Свв. равноап. Кирилла и Мефодия УПЦ при Кропивницком институте государственного и муниципального управления. Тема доклада: «Парадокс исихазма».

2. Кириак Денис (Яссы, Румыния), переводчик, сотрудник издательства Ясской митрополии «Doxsologia». Тема доклада: «Вклад прп. Василия Полянамерульского в духовное становление прп. Паисия (Величковского)». 

3. Протоиерей Димитрий Болгарский (Киев, Украина), кандидат искусствоведения, кандидат богословия, доцент Киевской духовной академии и семинарии УПЦ, профессор факультета искусств Национального педагогического университета имени М.П. Драгоманова, заслуженный деятель искусств Украины, регент Свято-Троицкого Ионинского монастыря УПЦ. Тема доклада: «Исихазм и богослужебное пение». 

4.    Архимандрит Филарет (Егоров) (Киевская обл., Украина), благочинный Бышевского благочиния Киевской епархии УПЦ, пресс-секретарь Макаровского викариатства Киевской епархии УПЦ. Тема доклада: «Прп. Паисий (Величковский) и возрождение исихастской традиции в православном монашестве». 

5. Э.А. Юрченко (Киев, Украина), кандидат философских наук, доцент кафедры философии и педагогики Национального транспортного университета, сопредседатель Центра социально-гуманитарных исследований «Традиционалистская перспектива». Тема доклада: «Наследие прп. Паисия (Величковского) и афонские ориентиры в контексте перспектив православного традиционализма в XXI веке». 

6. Архимандрит Феодосий (Оленич) (Варшава, Польша), доктор богословских наук, Христианская богословская академия в Варшаве (Chrześcijańska Akademia Teologiczna w Warszawie). Тема доклада: «Церковные облачения Православной Церкви в Румынии времен прп. Паисия (Величковского)». 

7. Ф.В. Купрьянович (Варшава, Польша), магистр, аспирант Христианской богословской академии в Варшаве, чтец кафедрального собора св. равноап. Марии Магдалины в Варшаве. Тема доклада: «Прп. Паисий (Величковский) и старцы Оптиной пустуни». 

8. Иеромонах Диомид (Кузьмин) (Брянск, Россия), Центр подготовки церковных специалистов Брянской епархии. Тема доклада: «Рославльские подвижники как продолжатели дела прп. Паисия (Величковского): проблемы реконструкции биографий». 

9. Иеромонах Иов (Салиулин) (Москва, Россия), Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. Тема доклада: «Учение прп. Василиска Сибирского и школа св. старца Паисия (Величковского) – сравнительное сопоставление». 

10. Ю.В. Данилец (Ужгород, Украина), кандидат исторических наук, доктор философии (PhD), доцент, докторант Ужгородского национального университета, руководитель Закарпатского отделения Международного института афонского наследия. Тема доклада: «Влияние Святой Горы Афон на православное монашество на Закарпатье в 1920–1930 гг.».

11. А.В. Бричка (Киев, Украина), аспирант Национальной академии руководящих кадров культуры и искусств. Тема доклада: «Афон и православный мир: исторические и культурологические аспекты взаимодействия».

По завершении выступлений последовали дальнейшая дискуссия и подведение итогов прошедшей конференции. 

Кроме того, вниманию аудитории было представлено 18 работ заочных участников мероприятия.

За два дня работы в международной научной конференции «Киевские Паисиевские чтение» приняло участие более 50 ученых, богословов и священнослужителей из 13 стран мира: Украины, Греции, России, Румынии, Молдовы, Великобритании, Франции, Италии, Польши, Германии, Австрии, Хорватии, Чехии.

По результатам конференции статьи докладчиков будут опубликованы в научном альманахе «Афонское наследие».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Макарьева пустынь
Успенский нижнеломовский женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь