В Жировичском монастыре работала монашеская секция V Белорусских Рождественских чтений «Молитва и внутреннее делание монаха»

9–10 декабря 2019 года по благословению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, в Успенском Жировичском ставропигиальном мужском монастыре проходила монашеская секция V Белорусских Рождественских чтений «Молитва и внутреннее делание монаха».

В конференции приняли участие архипастыри, игумены, игумении и монашествующие  Белорусской, Русской и Украинской Православных Церквей.

В первый день работы монашеской секции Рождественских чтений состоялся молебен с акафистом перед чудотворной иконой Божией Матери Жировичской в Никольском храме обители, который отслужил председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству епископ Лидский и Сморгонский Порфирий. Его Преосвященству сослужил игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря Переславской епархии.

Затем все участники форума приняли участие в вечернем богослужении.

Во второй день работы форума началу пленарного заседания предшествовала Божественная литургия, которую возглавили: архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний; епископ Лидский и Сморгонский Порфирий; епископ Гостомельский Тихон, викарий Киевской епархии; епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии. Архипастырям сослужили игумены монастырей и монашествующие в священном сане.

По окончании богослужения и праздничной трапезы участники проследовали в актовый зал Минской духовной семинарии. Проведение форума возглавил председатель Синодального отдела по делам монастырей и монашеству Белорусского экзархата епископ Лидский и Сморгонский Порфирий. В состав президиума вошли: архиепископ Новогрудский и Слонимский Гурий, наместник Жировичского Успенского монастыря; архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний; епископ Гостомельский Тихон, викарий Киевской епархии; епископ Светлогорский Амвросий, викарий Гомельской епархии.

Приветственное слово митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, зачитал епископ Порфирий.

Далее с докладами выступили:

  • епископ Гостомельский Тихон, викарий Киевской епархии. «О молитве и трезвении»;

  • архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний. «Преподобные Оптинские старцы о внутреннем делании»;

  • игумен Михей (Барановский), наместник Свято-Зосимо-Савватиевского Велико-Кракотского мужского монастыря Новогрудской епархии. «Святитель Игнатий (Брянчанинов) о молитве»; 

  • игумения Иулиания (Каледа), настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря Москвы, заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви. «Внутреннее делание по преподобному Силуану Афонскому» (доклад игумении Иулиании зачитала настоятельница Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря игумения Евдокия (Левшук));

  • игумен Пантелеимон (Королев), настоятель Свято-Троицкого Данилова мужского монастыря Переславля-Залесского. «Внутреннее делание монаха по творениям преподобного Паисия Святогорца».

По итогам выступлений были сделаны следующие выводы:

  • внутренним деланием святые отцы называют совокупное действие, возделывание своей души, ведущее к постепенному очищению и исцелению поврежденной человеческой природы, воссоединению ее с Богом-Творцом и спасению для вечной жизни;

  • молитва – основа монашеского духовного делания. Монахи должны не только участвовать в храмовых богослужениях, но и устремляться к тому, чтобы возделывать в своем сердце непрестанную молитву. Нужно искать в покаянном чувстве, прежде всего, Бога, а не благодатных состояний или переживаний – молитва и другие духовные дарования придут в свое время, когда благоволит Бог;

  • необходимо следовать заповедям  евангельским и иметь духовного руководителя.  Смирение – неотъемлемое делание на всех этапах духовного пути. Обретается и укрепляется смирение через послушание, признанного святыми отцами кратчайшим путем, ведущим ко спасению. В сердце, обретшем смирение, молитва утверждается, развивается и обретает силу привлекать Божественную благодать. 

В завершение участники конференции выразили молитвенную радость общения друг с другом во время совершения Божественной литургии, которая объединила всех у чаши Христовой, получили духовное назидание и единодушно выразили надежду на возможность подобного молитвенного и душеполезного общения в будущем. 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ