Патриаршее обращение к участникам телемарафона, посвященного Дню православной книги

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к участникам телемарафона на телеканале «Спас», посвященного празднованию Дня православной книги.

Дорогие братья и сестры! Дорогие друзья!

Сердечно приветствую всех вас — участников телемарафона, посвященного празднованию Дня православной книги.

Ныне мы чествуем диакона Иоанна Федорова, трудами которого в далеком XVI веке было положено основание печатному делу на Руси. Стало уже доброй традицией проводить различные мероприятия, посвященные книге и чтению. По обычаю ежегодно мы встречались с вами в Храме Христа Спасителя, однако, в связи с непростой эпидемической обстановкой в стране, было принято решение провести интерактивный марафон на телеканале «Спас».

Поздравляю всех вас с Днем православной книги и хотел бы сказать несколько слов о значении книги для формирования человеческой личности. Как писал известный русский философ Иван Ильин, «по чтению можно узнавать и определять человека, ибо каждый из нас есть то, что он читает; и все мы становимся незаметно тем, что мы вычитываем из прочтенного, — как бы букетом собранных нами в чтении цветов». Действительно, человек становится как бы букетом, который формируется из мыслей, чувств, переживаний, передаваемых чаще всего через чтение, хотя в условиях современной цивилизации не только чтение книг, но и другие способы усвоения информации и знаний человеческих оказывают влияние на формирование человеческой личности. Как из самых различных цветов умелый флорист может составить прекрасную композицию, так и человек, научившись обращаться с книгами в частности и с информацией в целом, формирует свой ум, свой внутренний мир, в том числе мир духовный. От того, чем мы наполняем себя, свою душу и свое сердце, зависит и то, как мы проявляем себя в различных жизненных ситуациях — сможем ли мы отозваться на чужую боль или пройдем мимо, сможем ли утешить человека или отнесемся к нему с равнодушием, сможем ли донести до других и отстоять свою личную позицию или будем постоянно зависимы от чужих мнений.

Хотел бы привести такой пример. В годы Великой Отечественной войны, когда Москва оказалась в тяжелейшем положении, когда враг подступил прямо к стенам Первопрестольного града и город подвергался бомбардировкам, то, конечно, люди спасались, и местом такого коллективного спасения было московское метро. Так вот, участники этих сидений в московском метро, делясь впечатлениями, рассказывали, какую огромную роль играла книга. Люди читали книги, сидя во время бомбардировок в московском метро, — по свидетельству очевидцев, на одной только станции «Охотный Ряд» за вечер выдавалось от 400 до 500 книг. Можем себе представить? Обстановка тяжелейшая, риски для жизни, а люди, скрываясь от бомбардировок, читали книги. Что-то не припомню, чтобы в городах противника, на которые наступала победоносно наша армия, люди массово предавались чтению, — наверное, если бы были такие факты, до нас довели бы соответствующую информацию. А вот город Москва был таким удивительным примером.

Хорошая книга — это добрый советчик. Порой нам кажется, что мы столкнулись с такой трудностью или проблемой, которая была неизвестна тем, кто жил до нас; или же полагаем, что оказались в уникальной ситуации, и не знаем выхода из этой ситуации. Но вот что нужно в таких случаях помнить: наш жизненный опыт только частично является уникальным и непохожим на других, как является непохожей человеческая личность. Вообще, у каждого из нас очень много общего с другими, и это общее отражается, в том числе, и в литературном наследии. Поэтому, читая художественную литературу, мы умудряемся, обогащаемся жизненным опытом других людей — в первую очередь, писателей, которые вкладывают свои мысли в своих героев. А среди писателей много людей — я бы сказал, наверное, большинство — остро чувствующих, переживающих происходящее вокруг них, способных анализировать это происходящее и формулировать соответствующие мысли, которые, несомненно, могут быть полезными для многих.

Когда мы берем в руки книгу, она нам подсказывает, хотел бы процитировать Екклезиаста: «Это было уже в веках, бывших прежде нас» (Еккл. 1:10). Вот книга и несет из поколения в поколение мудрость, запечатленную многовековым человеческим опытом. И тогда наша беда, если мы через беду проходим, становится через осмысление этого человеческого опыта не такой уж тяжелой, как мы думаем, и выход всегда можно найти из нашей человеческой беды, если мы обогащены опытом многих и многих людей, принадлежащих к разным поколениям.

Желаю вам всем полюбить книгу, научиться рассудительно подходить к тому, что предлагает книга. Не следует относиться к прочитанному тексту с полным доверием, хотя не следует и отчуждаться от текста только потому, что нам в этом тексте что-то непонятно. Нужно помнить: то, что доносит до нас страница книги, принадлежало другому человеку или другим людям, но у каждого свой жизненный путь, каждый являет собой уникальную личность. Поэтому, читая книги, мы должны обогащаться добрым, правильным опытом других людей, ограждать себя от ошибок, через которые прошли другие и тяжесть последствий которых запечатлена, в том числе, на страницах книг, и, идя своим путем, отталкиваться от опыта других людей настолько, насколько этот опыт для нас приемлем.

Литература открывает для нас мудрость, накопленную веками, и человек, который погружается в чтение, становится сопричастным этой мудрости. И да поможет всем нам Господь восходить от силы к силе, в том числе опираясь на замечательные тексты, которые пришли к нам из прошлого.



Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Спасо-Прилуцкий Димитриев мужской монастырь
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Николо-Угрешский ставропигиальный мужской монастырь