31 мая 2023 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил двенадцатую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Перед началом церемонии Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.
Ваше Высокопреосвященство! Досточтимые отцы, братья и сестры!
Сердечно приветствую всех вас — участников торжественной церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.
Отрадно, что каждая наша встреча становится поводом для серьезного разговора об отечественной культуре, о путях развития русской словесности и тех духовно-нравственных ценностях, которые ее сформировали и поныне определяют своеобразие нашей литературы.
Продолжая добрую традицию подобных совместных размышлений, хотел бы подчеркнуть символичность времени, в которое проводится церемония избрания и награждения лауреатов нашей литературной премии. А проходит эта церемония обычно в период между днем памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия — святых покровителей премии, и днем рождения Александра Сергеевича Пушкина, с чьим именем связывают формирование современного языка, начало расцвета русской поэзии и всей русской литературы в целом.
Эти две даты символически обозначают важнейшие вехи в истории русской культуры. Миссионерские труды Солунских братьев, стоявших у истоков славянской письменности, открыли нашему народу богатство христианской веры, приобщили их к свету евангельской истины. Творчество же Пушкина знаменует новый этап в развитии русской литературы, вошедший в историю как «золотой век» отечественной словесности.
Итак, с одной стороны — создание славянской письменности, с другой — расцвет русской литературы. Между этими событиями практически тысяча лет. Разумеется, они не были заполнены вакуумом. Русская литература родилась вовсе не в XVIII-XIX веках, она возникла «не вдруг» и выросла не одиноким деревом в чистом поле. Более того, скажу сейчас несколько дерзновенную мысль: то, что предшествовало так называемому «золотому веку», что подготовило его и сделало возможным появление литературных шедевров Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Островского и других гениальных русских писателей, поэтов и драматургов, стяжавших общемировую известность, было не менее важно, а в чем-то, быть может, даже более весомо и значительно для самой русской культуры.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, уподобляя культуру «горному леднику, движущемуся медленно, но необычайно мощно», настаивал на том, что в корне неверны представления о том, «будто литература только "питается" жизнью, "отражая" действительность, прямолинейно стремится ее исправить». Напротив, отмечал Лихачев, «литература в огромной мере самодостаточна. Питаясь во многом за счет ею же самою созданных тем и образов, она бесспорно влияет на окружающий мир и даже формирует его»1.
На протяжении столетий наша литература насыщалась христианскими образами и символами, питала народную жизнь верой, формировала национальные идеалы. Думаю, не будет преувеличением сказать, что внимание к человеку, к его душе и движениям сердца — все то, в чем так преуспела русская литература, что составляет ее характерную особенность и определяет огромный вклад в общемировую культуру, — во многом произрастает из тех ценностных установок, на которые ориентировалась литература предшествующих эпох.
Вот взять, скажем, жития святых. Поистине «излюбленное чтение наших предков», — свидетельствовал Георгий Петрович Федотов2, исследовавший феномен древнерусской религиозности. Можно сказать, что истории о жизни и подвигах святых были своего рода художественной литературой того времени, но только литературой, основанной, как мы бы сказали сейчас, на реальных событиях. О большой популярности этого жанра словесности — не только среди монахов, но и среди мирян, заказывавших себе житийные сборники, — говорит и огромное число3 дошедших до нас списков и редакций ряда житий.
В чем же был секрет такой распространенности подобных произведений? Яркие рассказы о подвижниках — о тех, кто делом явил свою верность Богу, — производили сильнейшее впечатление на людей, вдохновляли их и давали решимость жить по-христиански. Примеры святых, «их идеал веками питал народную жизнь; у их огня вся Русь зажигала свои лампадки», как об этом замечательно писал Федотов4. Сонм угодников Божиих, которых породила русская земля, — самое убедительное тому подтверждение.
Если позволите, что-то расскажу из своей личной истории. Как вы знаете, я родился и воспитывался в глубоко религиозной семье, и жития святых были у нас практически каждодневным чтением. Нам не читали сказки, нам читали жития святых, и я вспоминаю то душевное состояние, которое складывалось под влиянием этих повествований, особенно когда речь шла о мучениках, об исповедниках, о тех, кто жизнь свою положил за Христа.
Действительно, жития святых — это совершенно особый жанр церковной словесности. Порою людям кажется, что святость — это что-то далекое, нереальное, что святые подвижники были раньше, во время оно, а сейчас этого вовсе нет. Однако проблема, безусловно, не в людях. «Многие приступают ко Господу — немногие решаются последовать Ему. Многие читают Евангелие, услаждаются, восхищаются высотою и святостью учения его, — немногие решаются направить поведение свое по правилам, которые законополагает Евангелие». Так писал святитель Игнатий (Брянчанинов), выдающийся иерарх Русской Православной Церкви XIX века, сокрушаясь о духовной немощи христиан. К сожалению, его слова справедливы и по сей день. Приступая ко Господу, мы должны вооружиться не только верой, но и решимостью следовать за Ним.
Что же можно сделать, чтобы преодолеть дефицит этой решимости? Прежде всего нужны яркие примеры. Как известно, слова назидают — примеры влекут, и это аксиома. Литература может помочь решить эту важнейшую духовную задачу: используя доступные ей художественные средства, она способна убеждать, вдохновлять и побуждать. Задача литературы сегодня — убрать зазор между эпохами и убедительно показать, что христианская святость — это не что-то недоступное, не предания старины глубокой, как порою ошибочно думают некоторые люди и тем самым оправдывают свои немощи. Ведь у нас есть не только опыт древних подвижников благочестия, но и удивительные примеры новомучеников и исповедников XX века, о которых необходимо рассказывать современникам. Они близки к нам, это почти наши современники, и потому опыт их жизни, их религиозный опыт и, конечно, пережитые ими страдания и мученическая смерть не могут не вдохновлять нас, укрепляя нашу веру и нашу готовности следовать за Христом даже по самым трудным жизненным путям.
Подлинная русская литература в основе своей христианская. Свидетельство тому — и произведения лауреатов и номинантов прошлых лет и этого сезона.
Нынешний 2023-й год объявлен Годом русского языка, а также Годом педагога и наставника. Хотел бы выразить надежду на то, что вручение Патриаршей литературной премии также станет важным вкладом в развитие русской словесности и воспитание подрастающего поколения, ведь литература во многом формирует мир человека, особенно мир ребенка.
Известный отечественный педагог Константин Дмитриевич Ушинский, 200 лет со дня рождения которого отмечается в этом году, понимал и старался5 донести до других, что знания сами по себе не сделают человека хорошим, не поменяют его к лучшему — для этого нужно воспитание. «Читать — это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое — вот в чем главное дело»6. Действительно, прочитанное должно проходить через собственный анализ, через собственную оценку, и лишь тогда то, что было почерпнуто из чтения, становится частью нашей культуры и влияет на формирование нашей личности.
Добрые, качественные книги на русском языке, с христианским нравственным содержанием, сегодня особенно востребованы на новых российских территориях. Знаю, что люди спрашивают их в библиотеках. В течение долгого времени такие книги, к сожалению, вытеснялись и заменялись, мягко говоря, сомнительными изданиями. Сегодня очень важно, чтобы на эти земли вновь пришла настоящая литература, чтобы современные дети, подростки, молодежь росли и взрослели именно на ней. Поэтому всегда очень радуюсь, когда узнаю, что на территорию Донбасса, Луганска и Запорожья отправляются большие партии книг.
Сегодня здесь собрались авторы, которые творят литературу глубокую, нравственную, отзывающуюся в сердцах людей самыми добрыми чувствами и побуждающую к серьезным духовным размышлениям. Хотел бы выразить всем вам свою искреннюю признательность за труды, способствующие христианскому воспитанию и просвещению наших современников. Это дает надежду, что русская литература, а вместе с ней и русская культура в целом будут развиваться в правильном направлении. Дай Бог, чтобы мощный горный ледник нашей словесности, продолжая свое неослабное движение вперед, творчески осмыслял опыт предшествующих эпох и созидал настоящую культуру, основанную на непреходящих духовно-нравственных ценностях, ведь в конечном счете, как верно отмечал Лихачев, именно «культура — это то, что в значительной мере оправдывает пред Богом существование народа»7.
Призываю на всех вас и на ваши труды благословение Божие и желаю дальнейших успехов на литературном поприще. Благодарю за внимание.
1 Лихачев Д.С. Культура как целостная среда // Лихачев Д.С. Русская культура. М.: Искусство, 2000. С. 15.
2 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 29.
3 Нередко до 200 и более (см.: Чёрная Л.А. Антропологический код древнерусской культуры. М.: Языки славянской культуры, 2008).
4 Федотов Г.П. Святые Древней Руси. С. 27.
5 Святитель Игнатий (Брянчанинов). Аскетические опыты. Ч. I // Брянчанинов Игнатий, святитель . Собрание соч.: в 7 т. Т. I. М.: Терирем, 2011. С. 90.
6 Ушинский К.Д. Воскресные школы (Письмо в провинцию) // Ушинский К.Д. Русская школа. М: Институт русской цивилизации, 2015. С. 324.
7 Лихачев Д.С. Культура как целостная среда. С. 9.