Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Бюро президиума Всемирного русского народного собора

31 октября 2024 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на заседании Бюро президиума Всемирного русского народного собора.

Александр Владимирович! Сергей Юрьевич! Уважаемые члены Бюро президиума Всемирного русского народного собора!

Я вас сердечно приветствую. Радуюсь возможности встретиться после значительного перерыва, чтобы, во-первых, освежить в памяти всё доброе, хорошее и правильное, что мы с вами делали, начиная с того очень непростого для нашего Отечества времени, когда Всемирный русский народный собор набрался мужества, чтобы говорить Божию правду, невзирая на лица. Думаю, это было самое важное, что мы делали в то время, потому что собрались люди, болеющие за судьбы Отечества, которые видели, какие опасные процессы происходят и насколько высоки риски потери подлинного суверенитета нашей страны. А ведь не все, как мы знаем, имели силу духа говорить ту правду, которую говорил наш Собор. Нельзя сказать, чтобы в ответ на это мы получали какую-то особую поддержку, но должен сказать, что не было и сокрушительной критики. Потому что критиковать по большому счету было нечего — мы с вами правду говорили.

Ну, а теперь мы живем в совершенно другое время и в каком-то смысле — в хорошем смысле — в другой стране. Думаю, что и работа Всемирного русского народного собора теперь должна выстраиваться с учетом больших положительных перемен, которые произошли в стране.

Наша встреча происходит в преддверии пленарного заседания Всемирного русского народного собора, которое, как вы знаете, состоится 28 ноября и будет посвящено важной теме — «Русский мир: внешние и внутренние угрозы». Речь идет об угрозах не только нашему национальному благополучию, но и самому Отечеству нашему. И эти угрозы носят, я бы сказал, онтологический характер, они не проистекают просто из проблем общественной или политической жизни. А в Евангелии Господь призывает различать знамения времен (см. Мф. 16:2), что побуждает нас быть предельно внимательными к событиям, которые сегодня происходят в мире и напрямую касаются нашего Отечества.

Итак, о каких угрозах нам предстоит подумать? Кратко перечислю основные. Отмечу, что в реальности внешние и внутренние вызовы зачастую тесно связаны, поскольку в конечном итоге все деструктивные явления, если глубоко войти в суть их причин, имеют духовные корни.

Среди внешних вызовов Русскому миру самой актуальной угрозой сегодня являются боевые действия, в результате которых ежедневно гибнут наши братья и сестры. Говорю не только о гражданах России, но и о гражданах Украины. Поскольку в действительности мы являемся одним народом, я не перестану об этом говорить, — с общим духовным, культурным кодом, с общим наследием, с общими историческими истоками и, наконец, с общей судьбой. Мы видим, что продолжение конфликта, его настойчивая эскалация внешними силами, которые заинтересованы в усугублении трагического разделения славян, ведет к тому, что конфликт может перерасти в прямое столкновение России со странами НАТО. А это, в свою очередь, уже мировая война, угрожающая не только Русскому миру, но и всему человечеству.

Слава Богу, руководство России являет мудрую и взвешенную позицию по этому сложному вопросу. С одной стороны, не поддается на наглые провокации, уж простите за грубое слово, а с другой — продолжает решительно защищать наших соотечественников и в Крыму, и в Новороссии, а также последовательно и терпеливо доносить до всего мира, чтó именно отстаивает Россия в этом конфликте и какие базовые принципы, права и свободы она защищает.

Мы знаем, что уже происходят некоторые положительные изменения в общественном сознании в западных странах. Люди постепенно осознают, что реальная ситуация отнюдь не такова, какой ее рисуют западные СМИ, настроенные на пропаганду русофобии. Хочется надеяться, что здравый смысл в конечном счете восторжествует, удастся решить все вопросы и договориться, обеспечив действительно прочный и справедливый мир. Похоже, такому мирному развитию нет альтернативы — иной путь может погубить всех.

Спустя без малого три года активных военных действий можно видеть, что среди сограждан появляется некая усталость от сводок с фронтов. Некоторые предпочитают и вовсе не замечать всего, что происходит, — боли, страданий своих братьев, тех, кто находится на передовой и кто живет в регионах, подвергающихся обстрелам. Многие не готовы отказаться от личного комфорта, привычного уровня благополучной жизни. Конечно, речь не о тех неравнодушных соотечественниках, подвижниках, добровольцах, которые собирают материальную помощь, отвозят гуманитарные грузы, поддерживают бойцов и пострадавших мирных жителей. Слава Богу, что идеалы солидарности, милосердия, взаимопомощи живут в нашем народе и сегодня ярко себя проявляют. Однако большое количество развлекательных мероприятий, увеселительных шоу по телеканалам, легкомысленная беззаботность очень сильно контрастируют с тем, что происходит сейчас в зоне специальной военной операции, где гибнут наши люди, особенно молодые ребята.

Можно сказать, что эта проблема обнажает некие духовные язвы. Нам необходимо задуматься о причинах такого явления и спросить: не угрожают ли эти язвы нашей цивилизационной идентичности? Не свидетельствуют ли они о некоем сбое в нашем культурном коде? Можно ли себе представить нечто подобное во время Великой Отечественной войны? Да и в любой ситуации, когда стране угрожала опасность?

Упомяну также весьма странное явление, которое сейчас наблюдается, — это некие попытки возродить язычество. Мне уже приходилось высказывать свои опасения на этот счет на заседании Высшего Церковного Совета, который состоялся 24 сентября с.г. Основной пафос выступлений неоязыческих проповедников связан с идеей, что христианство якобы исключает личный героизм и доблесть. Лживость этого тезиса очевидна, наши святые воины — лучшее тому подтверждение, но факт появления неоязычества с его культом грубой силы и жестокости имеет место, в том числе в армейской среде. Наблюдаются попытки привить неоязыческие симпатии и в образовательном пространстве. Можно не упоминать имя Натальи Поклонской, но дело не только в ней. В частности, мне известно, что ряд государственных школ в регионах решили отмечать популярный в западной культуре Хэллоуин, переименовав его в Велесову ночь, чтобы придать оттенок якобы исконно славянского праздника. Такая подмена ценностей, фальсификация национальной истории, умаление роли христианства в созидании государственности нашего народа есть некий вызов подлинным ценностям Русского мира.

Еще об одной проблеме хотел бы сказать — об опасности снижения уровня школьного образования. В первую очередь речь идет о снижении грамотности среди молодого поколения. Умение логично и грамотно говорить, точно выражать свои мысли устно и письменно, к сожалению, не является достоянием многих молодых людей. Вместе с тем очевидно, что снижение образовательного уровня несет риск деградации национальной культуры. Хотел бы подчеркнуть, что нужно серьезно относиться ко всем этим новым словечкам, новой манере общения среди молодежи, появлению категорий мысли, которые еще вчера были абсолютно неприемлемы. Ведь сегодняшняя молодежь — это завтрашние взрослые.

Другая проблема, на мой взгляд, весьма и весьма тревожная, — это демографический кризис, который в каком-то смысле ставит под вопрос само наше будущее. Демографический кризис — одна из важнейших внутренних угроз, которой я уже посвящал доклад на пленарном заседании Всемирного русского народного собора в 2019 году. Немало говорил об этом и в прошлом году, размышляя об укреплении института семьи и продвижении традиционных семейных ценностей в обществе. Тема демографического кризиса должна оставаться в повестке дня нашего Собора.

Еще один вызов — миграционный. Возникающая из-за недостаточной рождаемости пустота притягивает переселенцев извне. Проблемы, связанные с миграцией в нашей стране, сегодня вызывают большую озабоченность. Эту тему я поднимал в прошлом году на пленарном заседании ВРНС и в других публичных выступлениях. Убежден: честный разговор об этом важно продолжать и сегодня. Здесь, конечно, затрагиваются такие темы, как использование дешевой рабочей силы, прибыль, но ведь нечто подобное было и в прошлом. Например, рабство тоже обеспечивало бесплатную рабочую силу, но ведь отказались от такой формы ведения хозяйства! Крепостное крестьянство тоже обеспечивало дешевую рабочую силу — но все это провалилось, оказалось неэффективным и нравственно предосудительным! Вот так же и использование дешевой рабочей силы в ущерб целостности нашего народа, ввиду несомненных рисков, которыми сопровождается привлечение большого числа мигрантов, которые не связаны с нами ни культурно, ни духовно, ни даже исторически.

Еще одна проблема, о которой сейчас много говорят, — это искусственный интеллект. Угрозы, связанные с развитием искусственного интеллекта, еще не до конца изучены, как, впрочем, мало изучен и сам искусственный интеллект с его возможностями. Тема сложная, требует большого профессионализма, но говорить об этом необходимо. Важно понимать, что самое страшное здесь — утрата идентичности как на уровне отдельной личности, так и на уровне всего общества. Или, как некоторые говорят, это ложные страхи? Но для меня не ложные, потому что искусственный интеллект — это несомненная сила, и никто не может прогнозировать его реальное развитие, никто! Есть, конечно, и фантастические «страшилки», но есть и очень серьезные предупреждения мыслящих людей об опасности бесконтрольного развития этой искусственной, но реальной силы.

Еще одна тема — это напряженность между этнорелигиозными общинами в России. Тема, которую замалчивают, о которой не любят говорить, но в нашей с вами среде мы в первую очередь об этом должны думать и говорить. Отношения между этнорелигиозными общинами также могут попасть в зону риска. Уверен, что единственный способ борьбы с этой угрозой — развитие тесного доверительного сотрудничества для решения общих задач. Необходимо осваивать культуру взаимоуважительного диалога, уметь слушать и слышать друг друга, но при всем этом не терять осмотрительность, потому что осмотрительность предупреждает появление значительных рисков. А в контексте отношений «власть — общество», особенно на местах, полагаю, что не стоит продавливать заранее подготовленные решения, касающиеся этой темы, если они встречают возражения снизу. Надо обсуждать, советоваться с людьми и по возможности искать компромиссы. Самое страшное, когда административные и политические решения навязываются сверху — «будет так, и всё!», — а люди с этим не согласны. Появление большого количества мигрантов, тема наполнения России множеством людей, которые не связаны с ней ни культурно, ни религиозно, — это ведь несомненный риск. Но риска может и не быть, и трагических последствий можно избежать, если этим серьезно заниматься уже сейчас.

Конструктивное сотрудничество между разными группами нашего общества невозможно без общих целей, а общие цели невозможны без общих ценностей. Необходимо определить ценностный фундамент, на котором держится здание Русского мира. Но в этом вопросе нельзя сводить нашу позицию к оборонительной и консервативной. Для молодежи такая позиция неприемлема уже в силу того, что молодежь не живет прошлым, но всегда устремлена в будущее, и необходимо искать точки соприкосновения и новые способы решения этой задачи.

Завершая свое выступление, в котором я лишь представил возможные тезисы будущего доклада, поделился своими мыслями на тему внешних и внутренних вызовов, я хотел бы подчеркнуть, что сегодня у России есть уникальный шанс стать страной-убежищем для христиан, мощной духовной крепостью, в которой основополагающими принципами жизни были бы не либеральные псевдоценности общества потребления и вседозволенности, а высокие нравственные идеалы, опора на традицию и непреложные Божественные законы. И мы знаем, что началась такая миграция — как говорят на Западе, консервативных христиан, а на самом деле настоящих христиан, которые не могут мириться с тем, что грех стал нормой жизни западного общества. Если же грех становится нормой, то это не что иное, как врата, открывающиеся навстречу апокалипсису.

Что такое апокалипсис? Конец истории. А в каком случае может наступить глобальный конец истории? Я не буду говорить в военных терминах, главное — онтологическая тема. Когда зла будет больше, чем добра, когда зло будет господствовать в мире, когда зло станет нормой, такое общество, будь то национальное или глобальное, станет нежизнеспособным. Апокалипсис, конец истории, — это и есть победа глобального зла. Мы знаем, что вслед за победой диавола над миром наступит Страшный суд, когда Господь придет и поставит окончательную точку уже не в истории, а в метаистории, когда будет сказано последнее слово, и добро будет отделено от зла. Но в историческом процессе, согласно книге Откровения, побеждает зло.

Для того чтобы это не произошло, по крайней мере, при жизни наших поколений, которые владеют способностью критического мышления, которые еще не поддаются мировому обману, — нужно бороться. Потому что нельзя сдавать без борьбы то, что создано самим Господом. Нельзя без борьбы сдавать нашу Родину, наш народ, нашу культуру, да и весь мир, насколько это возможно.

Другими словами, наше поколение живет — не хочу никого пугать — в предапокалиптическом времени. Сколько оно продлится, никто не знает — может, тысячу лет, а может, совсем недолго. Но это время реальной борьбы добра со злом, и люди, в первую очередь верующие, православные, объединенные в Церкви, должны ясно понимать удивительные слова апостола: Наша брань не против плоти и крови, но против мироправителей тьмы века сего, духов злобы поднебесных (см. Еф. 6:12). И когда эти мироправители и духи злобы начинают контролировать мировую политику, экономику и все прочее, это и означает, что наступает необходимость давать решительный отпор, с тем чтобы по крайней мере Россия действительно оставалась как можно дольше островом свободы.

Благодарю за внимание.

Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь