Слово в день памяти преподобных Сергия и Германа в Преображенском соборе Валаамского монастыря

Святейший Патриарх Кирилл

11 июля 2014 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в верхнем храме Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Панкратий, наместник и игумен сей святой обители! Ваше Превосходительство Александр Петрович, глава Республики Карелия! Дорогие отцы, братия и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником этой обители — днем памяти святых преподобных Сергия и Германа Валаамских. Радуюсь тому, что Господь дает мне силы и возможность на протяжении всех лет моего пребывания на Патриаршем престоле, в июле месяце, в связи с празднованием памяти святых преподобных Сергия и Германа посещать эту святую обитель. Прикасаясь к этому месту, пропитанному особой Божией благодатью, к месту многовековых подвигов монашествующей братии, обретаешь и мир душевный, и некую остроту видения тех проблем, которые перед тобой стоят. Ведь для того чтобы увидеть и понять то многое, что происходит в жизни человека, ему необходимо отдалиться от ежедневной суеты, взглянуть с иной точки зрения на то, что происходит с ним и его окружением, с теми, кто рядом с ним, по-новому взглянуть на волнующие его вопросы и проблемы. Именно такой взгляд со стороны, — я бы сказал, с высоты, — обретаешь, когда приобщаешься к духовному подвигу многих поколений иноков в святом месте, таком как здесь, на Валаамских островах.

Сегодняшнее Евангельское чтение от Луки (Лк. 6:17-23), которое полагается читать всякий раз, когда мы вспоминаем память святых преподобных отцов, включает изложение заповедей блаженства. Но апостол Лука, в отличие от апостола Матфея, излагает их в совершенно ином контексте. Если апостол Матфей, повествуя о Нагорной проповеди, перечисляет все девять блаженств и формулирует их как некие заповеди, как некие законы, то апостол Лука воспринял сказанное Спасителем с другой точки зрения. В его устах эти слова не звучат как заповедь. Из девяти он выбирает только четыре — те самые, в которых отражается вся совокупность человеческой скорби и человеческого горя. Он говорит о том, что блаженны нищие. Он говорит о том, что блаженны голодающие, алчущие, потому что они насытятся. Он говорит о том, что блаженны те, кто гоним людьми, кого злословят, потому что они возвеселятся.

Удивительные слова. Горе и страдания присутствует в жизни людей, и многие пытаются их преодолеть в своей повседневной жизни. Все развитие человеческой цивилизации направлено на то, чтобы человек решил проблему страданий и горя, чтобы его жизнь стала легче, комфортнее, благополучнее, чтобы страдание ушло в сторону. Но ведь ничего не получается. Даже в наше время, когда на Земле накоплены колоссальные богатства, абсолютное большинство жителей Земли — это нищие люди, и значительная часть из них голодает; очень многие лишены самого необходимого — чистой воды, они жаждут.

А как много тех, кого злословят! Здесь уже никакие деньги, никакое богатство, никакая власть не могут помочь тем, кого злословят, обижают, на кого клевещут. А если к этому добавить еще и болезни — о них апостол Лука ничего не сказал, но мы знаем, что болезни приносят огромную скорбь. А утрата близких и родных? И этот перечень можно продолжать.

Почему же апостол не формулирует эти слова Нагорной проповеди как заповеди? А потому что он связывает тему скорби и страданий с разрешением всех этих проблем, которые мешают иметь полноту жизни.

Мы знаем, что многие философы еще в древности пытались решить проблему человеческих страданий. И сегодня, развивая технику, совершенствуя экономику, предоставляя огромные возможности воздействия на природу, современная цивилизация пытается решить проблему страданий — и решить не может.

Что же это означает? Некоторые люди, задумываясь на тему страданий, начинают роптать на Бога и говорить: как же мы именуем Бога любящим Отцом, если в мире так много страданий, так много несправедливости, так много болезней, так много преждевременных смертей, в том числе смертей невинных младенцев? Как все это совместить с Божественной любовью и с Божественным всемогуществом? И есть те, кто говорит: в Бога не верю именно потому, что не могу объяснить эту несправедливость и эти страдания. Как сказал один дерзкий человек: если явлюсь пред Богом, я Его спрошу: «а Тебе не стыдно?», — имея в виду неустройство человеческой жизни.

Сегодняшнее Евангельское чтение помогает нам ответить на эти страшные вопросы. А если мы будем пытаться решить проблему человеческого страдания в рамках физической жизни, у нас ничего не получится. Более того, если мы будем основывать свое мировоззрение только на тех годах, которые Бог нам дает для пребывания на земле, у нас не получится сформулировать внятное понимание смысла человеческой жизни. Все превращается в некое безумие. Шесть, семь, восемь десятков лет, которые живет человек, — и потом уходит из жизни. Что все это означало? Каков смысл этих десятков лет, и есть ли он вообще? Если мы отрицаем Бога, отрицаем вечность, то никакого смысла нет — суета сует и томление духа, как говорил мудрый Соломон.

Апостол и евангелист Лука, выхватив из Нагорной проповеди эти четыре свидетельства о страданиях, учит нас, что в границах земной жизни, в рамках физического бытия невозможно преодолеть человеческое горе и человеческое страдание. Как бы ни напрягался человек, каким бы мощным и сильным он ни становился, как бы ни развивалась наука, какими бы фантастическими технологиями ни обогащалось человечество, — не решить проблему человеческого страдания. И апостол показывает, в каком измерении эти проблемы решаются. Блаженны голодные, потому что они насытятся. Где и когда? Блаженны те, кто пребывает в горе; плачущие, потому что они возвеселятся. Где и когда? Блаженны те, против кого восстают люди, злословящие их, потому что их радость будет велика. Где и когда?

И становится ясно, что апостол, передавая нам слова Спасителя, открывает тайну человеческой жизни. Никогда, ни при каких условиях в пределах земной, физической жизни не будут преодолены страдания и горе, каким бы великим и могущественным ни становился человек, но только в перспективе вечности. А для Бога нет границы между миром земным и миром духовным. И если мы воспринимаем наше бытие в перспективе вечности, то именно в масштабах вечности преодолеваются человеческое горе и человеческая скорбь; наполняется смыслом наше кратковременное, почти мгновенное пребывание в физическом теле здесь, на земле, такое скоротечное, как это хорошо знают люди зрелого возраста. Смысл открывается в вечности, и в вечности разрешаются страшные вопросы о совместимости Божественной любви и человеческих страданий, потому что там голодные получат пищу, жаждущие — воду, и скорбящие возвеселятся.

Может быть, кто-то спросит: ну, а на земле как-то можно со всем этим бороться? Или только уповать на то, что после смерти будут преодолены все скорби и все болезни? И Господь дает нам дивные примеры: те, кто отдает себя в руки Божии, кто живет по Божиим заповедям и Божиим законам, обретают великую силу духа, способную испепелить всякую скорбь и всякое горе.

Такой пример являют нам святые угодники. Сегодня мы совершаем память святых преподобных Сергия и Германа, великих подвижников духа, которые здесь, на этих холодных островах, живя в одиночестве, в полной мере преодолели скорбь и страдания. Помести любого современного человека на их место, на эти острова, без средств связи, без еды, без средств передвижения, без теплой одежды и жилья, — каким страшным горем показалась бы такая жизнь! А святые Сергий и Герман жили в радости, в мире душевном, силой духа побеждая скорбь и страдания, более того, извлекая из стесненных обстоятельств жизни стимул к духовному возрастанию, и явились основоположниками этого дивного монастыря. Зачем сюда приходят люди, часто молодые, образованные? Почему они хотят жить здесь? А потому что умом и сердцем понимают, что путь преподобных — это единственный путь, который в полной мере помогает войти в Божие Царство еще при нашей земной жизни, а значит, преодолеть и скорби, и страдания.

Сегодняшний день учит нас тому, как вера в Бога наполняет смыслом нашу жизнь, как вера в Бога разрушает нелогичность кратковременного земного бытия, как вера в Бога и жизнь по Божественным заповедям дает нам победу над скорбями и горем, как вера в Бога открывает перед нами великую надежду на обретение полноты жизни. И пусть пример святых преподобных Сергия и Германа укрепит нас в этой спасительной вере в Бога, любящего Отца и Промыслителя мира. Аминь.


Материалы по теме
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Пензенский Троицкий женский монастырь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь