Мы обращаемся к Царице Небесной как к последней возможности

Святейший Патриарх Кирилл

1 сентября, в день празднования Донской иконы Божией Матери, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом:

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец игумен! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с сегодняшним праздником.

Мы молимся перед подлинным Донским образом Божией Матери, который в дни празднования передает нам Третьяковская галерея, и это дает возможность москвичам, братии обители, всем, кто приходит в этот день под своды сего величественного храма, приложиться к великой святыне, которая явилась источником вдохновения нашего воинства в один из самых ответственных и непредсказуемых моментов нашей истории.

Прошло более ста лет после прекращения татаро-монгольского ига, Отечество наше укрепилось, Поволжье присоединилось к Руси, наши первопроходцы перешли Урал. Страна становилась великим государством, и люди это хорошо понимали. И вдруг в это самое время у стен Москвы появляется огромное полчище, пришедшее из Крыма, во главе с ханом Казы-Гиреем. Не готова была Москва отразить нападение этого огромного войска, и можно себе представить досаду и боль наших людей, которые хорошо помнили победы нашего оружия, приведшие к освобождению Отечества, к его объединению в великое Московское царство. Им казалось, что уже никакой враг не посмеет вступить на нашу землю, а тем более посягнуть на Первопрестольный град, и вдруг в 1591 году на Воробьевых горах появляется это полчище…

Сознавая, что ни город, ни войско не способны выдержать осаду, народ наш с особым благоговением и молитвой обратился к Божией Матери перед Ее Донским образом — тем самым, который был вместе с Дмитрием Донским на Куликовом поле. Этот образ был символом нашей победы, символом того, что Россия встала с колен, символом надежды и спасения. И с какой же горячей верой на том самом месте, где мы с вами находимся, где был разбит военный лагерь, молились люди перед этим образом!

Историки до сих пор не могут понять, почему крымские татары отступили. Есть чудесное объяснение этого события: молитвы к Пресвятой Богородице были услышаны, и Она остановила нашествие. Мы верим, что именно так и было, и не следует искать никаких других объяснений, ведь не в первый и не в последний раз такое произошло. В самые грозные дни тяжких испытаний москвичи, жители Первопрестольного града, обращались к чудотворным иконам Божией Матери, вознося пред ними молитвы к Ней и к Ее Сыну, Господу и Спасителю, и получали просимое.

Мы с вами живем в городе, исполненном чудес. И пусть современный лик Москвы, огромного мегаполиса, с его новейшей культурой, с его техническими достижениями, не мешает нам близко к сердцу воспринимать исторический духовный стержень Первопрестольного града, который формировался вокруг горячей веры людей, который закалялся силой молитвы и силой духовного подвига.

Иногда нам кажется, что Господь нас не слышит и Божия Матерь не слышит. Каждый из нас через это проходил. Вроде и горячо молишься, — а ответа не получаешь. В том не Господь виноват — в том виноваты мы. Значит, что-то происходит в нашем сознании. Не молимся ли мы так, на всякий случай, не будучи уверенными, что именно молитва нам поможет? Но когда мы обращаемся к Царице Небесной как к последней возможности, тогда концентрируются все силы. Так бывает, например, когда человека постигает неизлечимый недуг, — несчастный понимает, что никакая современная медицина ему не поможет, что он обречен, — и такой силы молитва исторгается из его сердца, что он получает чудесное избавление.

Наверняка так же усердно молились и тогда, в 1591 году, москвичи. У них не было другой возможности спастись, и они все свое упование, всю свою надежду обратили к Царице Небесной. Мы не можем так молиться каждый день, — эта молитва требует колоссального сосредоточения сил. В такой молитве концентрируется вся человеческая личность, все, что было с человеком и хорошего, и плохого, и это движение к Богу и приводит в действие ответное движение Божественной благодати.

Не каждый и не всегда может так молиться, но мы должны помнить: у нас есть это оружие. Может быть, кто-то приберегает его действительно на тот час, когда другого выхода уже не будет. Но для того чтобы эта молитва воздействовала на течение обстоятельств, мы должны уметь молиться. У нас должен быть навык молитвы, мы должны чувствовать Божие присутствие, мы должны поставлять себя пред лицом Божиим, мы должны исповедовать свои грехи, мы должны причащаться Святых Христовых Таин, мы должны быть православными людьми не по социологическим опросам, а по своим глубоким убеждениям и по образу жизни, как были православными людьми, горячо верующими и любящими Бога, наши благочестивые предки.

Пусть сегодняшний день, воскрешая перед нами эту удивительную страницу избавления Москвы от грозного врага, поможет каждому укрепиться в вере и в понимании того, что Царица Небесная всегда рядом с нами и что Она ждет наших молитв. Храни вас всех Господь.

 

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Воскресенский Новодевичий монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы