Цель воздержания – помощь душе

Святейший Патриарх Кирилл


26 февраля 2015 года, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл молился за уставным богослужением в Троице-Одигитриевском ставропигиальном женском монастыре Зосимова пустынь. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во время Великого поста мы, православные христиане, призваны обратить особое внимание на свою внутреннюю духовную жизнь и разглядеть в ней то, что требует исправления. Мы взираем внутрь самих себя не для того чтобы услаждаться своими добродетелями, талантами и успехами, не для того чтобы лишний раз сказать себе, какие мы правильные и хорошие, а для того чтобы увидеть свои слабости, свои недостатки и грехи. И Церковь во время Великого поста предлагает определенные средства, которые могут помочь человеку разобраться в этих сложных перипетиях своей внутренней жизни. Одним из таких средств является воздержание.

Воздержание — это самоограничение. Если человек ограничен в пище под влиянием внешних обстоятельств, то чаще всего это связано с каким-то социальным, гражданским или имущественным неблагополучием, и потому не является добродетелью, а, скорее, является бедой, которую нужно исправлять. А когда человек добровольно себя ограничивает в пище, в питии, в удовольствиях, сдерживает свои чувства, тогда такое отношение к самому себе называется воздержанием и является одновременно добродетелью и средством для благоприятного воздействия на свою внутреннюю духовную жизнь.

Во время поста предлагается воздержание от скоромной пищи, от употребления алкоголя. Позволяется в воскресные, праздничные дни употребить немного натурального некрепленого вина, а крепкий алкоголь вообще следует полностью исключить на время Великого поста. Ограничения касаются и пищи: мы не употребляем калорийную еду, животные жиры и даже рыбу, стараемся вкушать овощи, можно употреблять морепродукты. А в первую седмицу Великого поста даже вареную пищу предлагается употреблять только дважды в неделю, когда совершается Литургия Преждеосвященных Даров.

Следование этим ограничениям требует от человека определенных волевых усилий. Кажется, что сложного в воздержании от какого-то рода пищи. Но когда человек вступает на путь поста, то часто оказывается, что сил не хватает. Сами-то мы думаем, что на многое способны. Особенно когда размышляем о своем карьерном росте, часто недоумеваем, почему наших способностей не замечают или почему нам не поручают ответственных дел, ведь мы на все это способны и сделаем не хуже, чем кто-то другой. Часто преувеличиваем свои возможности. А когда сталкиваемся с, казалось бы, простым делом — воздержанием от скоромной пищи — сил не хватает. Для многих воздержание от пищи является неким индикатором, который определяет степень наших волевых усилий, нашу волевую способность, а значит, помогает лучше понять себя.

А для чего же нужно воздержание? Святой Макарий Египетский говорит, что цель воздержания — это не угнетение тела, а оказание помощи душе. Да, действительно так. Мы воздерживаемся от пищи не для того, чтобы ослабить свое тело, свой организм, нанести ему какой-то вред, но чтобы создать благоприятные условия для духовной жизни, для тех самых размышлений о самих себе, для более сосредоточенной молитвы, для более отстраненного от различного рода искушений образа жизни.

Святой преподобный Ефрем Сирин, молитву которого «Господи и Владыко живота моего» мы читаем много раз во время великопостных богослужений, размышляя на тему воздержания, говорит, что существует воздержание не только от еды и пития, но и от разных проявлений человека.

Воздержание в языке. Говоря на тему воздержания в языке, преподобный Ефрем говорит о том, что всякое пустословие, празднословие, а тем более осуждение — это то, что мы должны волевым усилием исключить, если принимаем на себя обязательства, связанные с постным воздержанием. «Положи, Господи, хранение устом моим», — неоднократно мы обращаем эти слова к Богу, прося ограничить нас от пустых, праздных и особенно от осуждающих слов.

Продолжая размышлять о воздержании, преподобный Ефрем говорит: есть и воздержание глаз. Когда человек взирает на окружающий мир, то многое, с чем сталкивается его взор, может внушать человеку соблазн, искушать его, возбуждать чувство зависти и многие другие плохие чувства, которые оскверняют душу. Воздержание глаз заключается в сознательном отстранении от созерцания всего того, что может разрушить внутреннюю целостность человека, его покой. Вот почему требуется воздержание от просмотра многих телевизионных передач, которые несут в себе много искушений и соблазнов. Вот почему люди не ходят в кинотеатры, не посещают театры, и не делают многое из того, что связано с неким вызовом нравственному чувству.

Продолжая размышление о воздержании, святой Ефрем говорит о воздержании слуха и приводит очень мудрые слова: воздержание от слуха есть невосприимчивость к человеческой молве. В то время, когда жил преподобный Ефрем, информация передавалась устно, через человеческую молву. Кто-то что-то сказал, другой подхватил, передал, и таким образом люди знакомились с тем, что происходит в мире. Но и в том крошечном информационном потоке было много греховного: были вымыслы, осуждения, сплетни ― чего только не было. И преподобный Ефрем призывает не воспринимать человеческую молву, не поддаваться ей.

Насколько же этот совет важен сегодня, когда мы живем в информационном обществе, когда без информации не проходит ни одной минуты, когда информация является главным фактором, воздействующим на ум, на сознание, на волю и чувства людей. Во время Великого поста нужно поставить очень сильный фильтр. Этот фильтр всегда должен быть, но во время Великого поста особенно. Он должен отсеивать в этом информационном потоке все то, что может разрушить внутреннее состояние, помрачить сознание, толкнуть человека на осуждение, возбудить какие-то плохие чувства.

Далее преподобный говорит о воздержании от раздражительности и предупреждает, что раздражительность может перейти в гнев, может воспламенить человека, подтолкнуть его к тому, чтобы потерять внутреннее спокойствие, разрушить свой внутренний мир. А потому особым образом нужно контролировать свои чувства, в том числе и те, которые возникают в ответ на внешнее раздражение. Услышали злое слово, клевету в свой адрес или столкнулись с неисполнением указаний или еще с каким-то нарушением порядка, за который несешь ответственность — нужно постараться удерживать язык свой от гневных слов, чтобы не разрушать свой внутренний мир, произнося эти слова.

И, наконец, последнее, о чем говорит преподобный Ефрем — это воздержание от славы. К славе люди стремятся, слава связана с известностью, а через известность — с повышением своего положения. Слава ласкает слух, будоражит нервы. Для многих потеря славы — это потеря смысла жизни. А преподобный предлагает нам отстраниться от славы, не искать ее. А если уж слава сопровождает того или иного человека в силу его положения или особых талантов, то нужно научиться не упиваться этой славой, не искать ее, не считать, что именно слава и связанное с ней отношение людей являются непременным условием благополучия и даже счастья.

Эти простые и мудрые слова преподобного могут принести большую пользу, если попытаться их осуществить. В повседневной жизни это сделать очень сложно. Поэтому Церковь предлагает испытание Великого поста и обращается ко всем людям: остановитесь, задумайтесь, помолчите, оградите язык свой от зла, научитесь взор свой отводить в сторону, если он выхватывает из окружающего мира нечто, что разрушает ваш внутренний мир. Слух свой оградите от ненужной информации, также разрушающей внутренний покой и вносящей соблазн. Воздержитесь от проявления гнева и раздражительности. Будьте разумны в восприятии человеческой славы.

За каждой из этих мыслей — целый мир, целая жизнь. И дай Бог всем нам хотя бы прикоснуться ко всем добродетелям, о которых сегодня учит нас преподобный Ефрем Сирин. Тогда мы станем сильными, целостными.

Целостность человека — это залог его жизненного успеха. Не устоит то царство, которое разделится в себе, не устоит та личность, которая внутренне разделена противоречиями, конфликтами, двойной жизнью, ложью. Для того чтобы сохранить эту целостность жизни и необходимо воздержание. Вот почему святой Василий Великий называет воздержание матерью целомудрия. А целомудрие это и есть образ мыслей и жизни, направленный на сохранение и укрепление целостности человеческой личности.

Да поможет всем нам Господь спасительно пройти дни святой Четыредесятницы.

Хотел бы сердечно поблагодарить Вас, матушка, за добрые слова, которые Вы сказали, и за икону, которую Вы мне подарили. Давно хотел посетить Свято-Троицкую Одигитриеву обитель, Зосимову пустынь, еще и потому, что старец Зосима родом был из Смоленска, с которым связаны 25 лет моей жизни. Поскольку именно в Смоленске почитался и почитается образ Божией Матери Одигитрии — Путеводительницы, он и эту свою пустынь назвал Одигитриевой. После того как Зосимова пустынь вошла в состав Московской городской епархии в качестве ставропигиального монастыря, я вознамерился посетить ее, но, к сожалению, в прошлом году по стечению различного рода обстоятельств не смог этого сделать.

Хочу пожелать Вам, всем сестрам помощи Божией в том служении, которое вы избрали. Даже беглый взгляд на обитель дал мне представление о том, что это замечательное место. Вам надлежит и дальше благоустраивать обитель внешне, но самое главное — внутренне. Было радостно сегодня слышать и молиться в храме, где так хорошо пели сестры и четко исполнялся устав великопостной службы. Пусть Господь помогает Вам и дальше возрастать в благочестии, а всем сестрам пусть Бог даст силы исполнять послушания и стяжать спасение... Храни вас всех Господь!

Казанская Амвросиевская женская пустынь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Воскресенский Новодевичий монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь