«Да поможет нам Господь, обретая дар благодати, сопротивляться искушениям, соблазнам и всему тому, что отвлекает человека от спасения»

Святейший Патриарх Кирилл

15 января 2021 года, в день предпразднства Богоявления, день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Гал. 5:22-6:2) перечисляются плоды Святого Духа, то есть плоды прикосновения к человеку Божественной силы, плоды, которые обретает человек через общение с Богом; и первым таким плодом называется радость. Нужно вдуматься в эту величайшую истину. Всё остальное занимает свои важные места, но первый плод Духа есть радость.

Радость — совершенно особое состояние человеческого духа. На обычном языке мы называем это состояние счастьем, но у слова «счастье» есть много оттенков и разного рода приземлённых измерений, а в слове «радость» нет ничего от материального мира. Подлинная радость — это состояние духа, которое невозможно сформировать чем-то земным, даже если оно представляется нам важным и необходимым; и никогда не следует путать радость с весельем, с приподнятым настроением, с прочими положительными эмоциями, которые присутствуют в человеческой жизни.

Радость может быть даже в самых трудных жизненных обстоятельствах. Святые мученики, идя на казнь, испытывали радость. Преподобный Серафим Саровский, тысячу дней и ночей молившийся на камне в лесу, в сердце своем испытывал радость, и словом «радость» он встречал каждого, кто к нему приходил. Радость как плод Святого Духа, радость, которая формируется не под влиянием каких бы то ни было приземленных внешних обстоятельств, — это и есть величайшее благо для человека и самая возвышенная цель его бытия.

Мы знаем, что радость о Господе, радость как дар Святого Духа будет вечно сопровождать в небесных обителях тех, кто сподобится в них войти. Но уже здесь, на земле, эта великая милость Божия доступна и для нас, грешных и недостойных людей. Доступна, когда мы молимся всем сердцем за Божественной литургией, когда причащаемся Святых Христовых Таин, когда прикасаемся к святыне, когда наше сердце неожиданно меняется и мы чувствуем эту перемену, когда в нашем сердце обретаются мир и покой.


Преподобный Серафим Саровский явил нам пример жизни в радости о Господе. Удивительно: он испытывал радость в лесу, вдали от людей, в невероятно тяжелых физических условиях. Попробуйте в одиночестве прожить в глухом лесу — а как же пропитание? а дикие звери? Но мы знаем, что и дикий медведь приходил к преподобному Серафиму, и тот кормил его хлебом из собственных рук. И это не миф, не сказка, ведь преподобный Серафим жил сравнительно недавно, в ту самую эпоху, которая вошла в историю нашего Отечества как эпоха расцвета культуры, искусства, литературы. Он жил в просвещённое время, и потому не может быть никаких кривотолков и превратных толкований всего того, что связано с его жизнью, ведь свидетелями тому были многие люди, которые и донесли до нас замечательные слова преподобного Серафима «Радость моя», обращенные к каждому, кто к нему приходил. И дай Бог, чтобы и на нас, людей грешных, немощных, приземленных, так далеких от образа жизни святого преподобного Серафима, Господь в меру наших возможностей (ибо не всё мы можем вместить по нашей греховности) излиял Свою благодать и даровал нам радость Святого Духа.

Преподобный Серафим Саровский — это особый светоч на небосклоне русских святых. Он так близок русской душе и русскому пониманию святости. Он наш родной и близкий нам угодник Божий, и к нему сегодня должны быть обращены наши особые молитвы, потому что не всё просто в современной жизни — в жизни народа нашего, страны нашей и в жизни каждого из нас. Во-первых, мы проходим через тяжелейшие испытания, связанные с распространением смертельной инфекции. Кроме того, многим испытаниям подвергается нравственное чувство человека, многие вызовы бросает нашей совести окружающий мир, и так влияют на наши поступки многие внешние обстоятельства, что нужно действительно иметь несокрушимую волю и силу, чтобы избегать искушений, соблазнов и идти по пути спасения.

Но ведь несокрушимая воля и сила — это сверхспособности, это сверходаренность человека, а если мы обычные люди, откуда же нам взять эту сверхсилу? Она даруется только через прикосновение к благодати Божией, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет.

Молитвами преподобного Серафима Саровского да поможет и нам Господь, обретая дар благодати, сопротивляться искушениям, соблазнам и всему тому, что отвлекает человека от спасения. И да поможет нам Господь идти по пути, который ведет в Царствие Божие, начинающееся уже здесь, в сердцах людей, в этой земной жизни, и обретающее свою полноту там, в ином мире, в котором окажется каждый из нас. И дай Бог, чтобы для каждого из нас, кто хранит веру в сердце, кто призывает помощь Божию, тот мир был Божиим миром, исполненным радости и благодати. Аминь.

Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Череменецкий Иоанно-Богословский мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Константино-Еленинский женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Макарьева пустынь