«Да поможет нам Господь, обретая дар благодати, сопротивляться искушениям, соблазнам и всему тому, что отвлекает человека от спасения»

Святейший Патриарх Кирилл

15 января 2021 года, в день предпразднства Богоявления, день преставления (1833) и второго обретения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Гал. 5:22-6:2) перечисляются плоды Святого Духа, то есть плоды прикосновения к человеку Божественной силы, плоды, которые обретает человек через общение с Богом; и первым таким плодом называется радость. Нужно вдуматься в эту величайшую истину. Всё остальное занимает свои важные места, но первый плод Духа есть радость.

Радость — совершенно особое состояние человеческого духа. На обычном языке мы называем это состояние счастьем, но у слова «счастье» есть много оттенков и разного рода приземлённых измерений, а в слове «радость» нет ничего от материального мира. Подлинная радость — это состояние духа, которое невозможно сформировать чем-то земным, даже если оно представляется нам важным и необходимым; и никогда не следует путать радость с весельем, с приподнятым настроением, с прочими положительными эмоциями, которые присутствуют в человеческой жизни.

Радость может быть даже в самых трудных жизненных обстоятельствах. Святые мученики, идя на казнь, испытывали радость. Преподобный Серафим Саровский, тысячу дней и ночей молившийся на камне в лесу, в сердце своем испытывал радость, и словом «радость» он встречал каждого, кто к нему приходил. Радость как плод Святого Духа, радость, которая формируется не под влиянием каких бы то ни было приземленных внешних обстоятельств, — это и есть величайшее благо для человека и самая возвышенная цель его бытия.

Мы знаем, что радость о Господе, радость как дар Святого Духа будет вечно сопровождать в небесных обителях тех, кто сподобится в них войти. Но уже здесь, на земле, эта великая милость Божия доступна и для нас, грешных и недостойных людей. Доступна, когда мы молимся всем сердцем за Божественной литургией, когда причащаемся Святых Христовых Таин, когда прикасаемся к святыне, когда наше сердце неожиданно меняется и мы чувствуем эту перемену, когда в нашем сердце обретаются мир и покой.


Преподобный Серафим Саровский явил нам пример жизни в радости о Господе. Удивительно: он испытывал радость в лесу, вдали от людей, в невероятно тяжелых физических условиях. Попробуйте в одиночестве прожить в глухом лесу — а как же пропитание? а дикие звери? Но мы знаем, что и дикий медведь приходил к преподобному Серафиму, и тот кормил его хлебом из собственных рук. И это не миф, не сказка, ведь преподобный Серафим жил сравнительно недавно, в ту самую эпоху, которая вошла в историю нашего Отечества как эпоха расцвета культуры, искусства, литературы. Он жил в просвещённое время, и потому не может быть никаких кривотолков и превратных толкований всего того, что связано с его жизнью, ведь свидетелями тому были многие люди, которые и донесли до нас замечательные слова преподобного Серафима «Радость моя», обращенные к каждому, кто к нему приходил. И дай Бог, чтобы и на нас, людей грешных, немощных, приземленных, так далеких от образа жизни святого преподобного Серафима, Господь в меру наших возможностей (ибо не всё мы можем вместить по нашей греховности) излиял Свою благодать и даровал нам радость Святого Духа.

Преподобный Серафим Саровский — это особый светоч на небосклоне русских святых. Он так близок русской душе и русскому пониманию святости. Он наш родной и близкий нам угодник Божий, и к нему сегодня должны быть обращены наши особые молитвы, потому что не всё просто в современной жизни — в жизни народа нашего, страны нашей и в жизни каждого из нас. Во-первых, мы проходим через тяжелейшие испытания, связанные с распространением смертельной инфекции. Кроме того, многим испытаниям подвергается нравственное чувство человека, многие вызовы бросает нашей совести окружающий мир, и так влияют на наши поступки многие внешние обстоятельства, что нужно действительно иметь несокрушимую волю и силу, чтобы избегать искушений, соблазнов и идти по пути спасения.

Но ведь несокрушимая воля и сила — это сверхспособности, это сверходаренность человека, а если мы обычные люди, откуда же нам взять эту сверхсилу? Она даруется только через прикосновение к благодати Божией, которая немощная врачует и оскудевающая восполняет.

Молитвами преподобного Серафима Саровского да поможет и нам Господь, обретая дар благодати, сопротивляться искушениям, соблазнам и всему тому, что отвлекает человека от спасения. И да поможет нам Господь идти по пути, который ведет в Царствие Божие, начинающееся уже здесь, в сердцах людей, в этой земной жизни, и обретающее свою полноту там, в ином мире, в котором окажется каждый из нас. И дай Бог, чтобы для каждого из нас, кто хранит веру в сердце, кто призывает помощь Божию, тот мир был Божиим миром, исполненным радости и благодати. Аминь.

Высоко-Петровский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Всецарица» г. Краснодара