«Да поможет всем нам Господь трудиться, не жалея живота своего»

Святейший Патриарх Кирилл

Вечером 8 июня 2024 года, в канун Недели 6-й по Пасхе, о слепом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил утреню всенощного бдения в Никольском храме г. Калининграда — подворье женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Державная» Черняховской епархии. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Ваше Высокопреосвященство, владыка митрополит! Дорогие отцы, братья и сестры!

С совершенно особым чувством всегда совершаю молитву в этом храме, и для этого есть очень значительные основания. Вспоминаю далекий 1984 год, когда в Калининграде возникла группа православных людей, которые пожелали создать приход. В советское время такого рода инициативы не поощрялись, и неизвестно, удовлетворили бы светские власти это желание, если бы не географическое положение Калининграда, где все связанное с Россией должно было, конечно, поощряться. Руководствуясь, по-видимому, именно такими соображениями, тогдашняя безбожная власть приняла удивительное решение — согласиться на открытие православного прихода в Калининграде.

Замечательный человек Михаил Иванович — говорят, он жив, но не мог сегодня быть здесь — возглавил эту группу людей. А поскольку каждый приход должен иметь епископа, то в Москве было принято решение присоединить Калининград к Смоленску. Ведь Смоленск был самой западной епархией на территории Российской Федерации, а поелику Калининград — часть Российской Федерации, то и приход был присоединен к Смоленской епархии, где я в то время был правящим архиереем.

Вспоминаю первый приезд в Калининград на поезде из Смоленска. Вспоминаю, как меня встретил город, где не было ни одного признака живого присутствия Православия. Вспоминаю и первую Литургию в доме Михаила Ивановича, того самого инициатора создания прихода. Мы служили в его комнатке, в углу перед иконами, — это была первая архиерейская служба. Вторая служба совершена была на Тенистой аллее, в доме благочестивой женщины, которая тоже принимала активное участие в организации приходской жизни. Ну, а потом начались мои регулярные приезды в Калининград, и церковная жизнь стала мало-помалу развиваться.

Но первое, что надо было сделать, — это создать храм Божий. Я осмотрел все руины, все развалины, и как-то, посетив это место, обратил внимание, что оно очень уединенное, спокойное, вокруг парк. Я подумал, что православным людям будет здесь поспокойнее молиться, чем в любом другом месте Калининграда, и поставил вопрос перед местными партийными властями, чтобы нам отдали руины Юдиттен-кирхе (при немцах это помещение было кирхой). Немедленно последовал положительный ответ, а потом мне передали слова первого секретаря обкома партии, который был не просто нерелигиозным, но враждебно относился к православным: «сорок лет просят храм открыть, теперь еще сорок лет будут эти развалины восстанавливать».

Действительно, здесь были развалины; целой оставалась только эта стена, и то в очень плохом состоянии. Этой стены не было вообще, западная стена сохранилась наполовину, как на одну треть сохранилась колокольня. Все остальное было разрушено — вот такие руины были нам переданы.

Я вошел в эти руины, и смешанные чувства меня посетили. С одной стороны, радость, что хоть какое-то место нам выделили. С другой стороны, только с упованием на волю Божию можно было смотреть в будущее. Неизвестно было, создадим приход или нет, ведь слишком далеко от православных регионов России отстояла и отстоит Калининградская область. Хватит ли сил, энергии, материальных средств, чтобы из этих руин воссоздать Божий храм?

Но когда начались работы, когда люди, в основном женщины, стали вывозить мусор тачками, когда закипела работа, когда с каждым днем все больше и больше людей стали приходить сюда, чтобы хоть что-то сделать для воссоздания Божиего храма, я понял, что, несомненно, мы храм восстановим. И это замечательное событие совершилось.

Помню первую Литургию. Не было никаких люстр, висела одна лампочка, и стоял технический фонарь там, где сейчас хоры. В таком полумраке мы и совершали первые богослужения. Но какая же радость была в сердцах людей! С каким благоговением, с каким трепетом, с каким энтузиазмом они сюда приходили! В очень короткие сроки мы восстановили эту церковь, и я совершил здесь Великое освящение и Божественную литургию.

Смотрю сейчас на всех вас, а в памяти образ только что восстановленной церкви. Еще никаких икон, никакого убранства — ничего нет, но стоит верующий народ, с огромной радостью и духовной силой молившийся в этих стенах и под этими сводами. В наше благополучное время строительство и открытие храма не является чем-то особенным, хотя, конечно, для верующих людей это всегда радость и событие. Сколько тысяч храмов воссоздано и построено! А тогда это был первый храм на Калининградской земле.

С тех пор многое удалось здесь совершить. Сегодня Калининградская епархия процветает, и церковная жизнь действительно развивается и укрепляется. Но я рассказываю все это, мои дорогие отцы, братья и сестры, чтобы еще и еще раз напомнить, какие же замечательные события предшествовали нынешним благополучным с точки зрения свободы для Церкви дням и годам. И ведь выдержал наш народ и гонения, и испытания, и воссоздал храмы на какие-то гроши, которые были у людей.

Все это в прошлом, сегодня другая жизнь, другая реальность, другие возможности. И первая и самая главная возможность, которая сегодня есть, — благовествовать веру Христову людям, укреплять веру в нашем народе. Тогда Господь не спрашивал с нас за проповедь в масштабах всей Калининградской области. Не спрашивал за воспитание детей и молодежи. Не спрашивал за взаимоотношения с властью и интеллигенцией этого края — потому что все это было запрещено. А теперь все разрешено и возможно, но кому больше дано, с того больше и спросится (см. Лк. 12:48).

Поэтому обращаюсь к владыкам, к отцам, ко всем нашим приходским активистам, к матушкам монашествующим. Помните, мои дорогие, что на вас лежит очень большая ответственность продолжить великое дело возрождения Православия на Калининградской земле, начатое благочестивыми людьми в тяжелые времена. Построены храмы и монастыри, есть гимназия и школы, величественный кафедральный собор возведен в самом центре Калининграда — все это свидетельство совершенно новой эпохи, новых возможностей. Но еще раз хочу сказать: чем больше возможностей для церковной жизни и христианского благовестия, тем больше спрос с тех, кто ответственен за это благовестие, — в первую очередь с духовенства, монашествующих, приходских активистов, да и вообще с каждого крещеного человека.

Если же мы будем посещать храм время от времени, если не будем заботиться о воспитании детей и внуков, если все это пустим на самотек — как Бог даст, так пускай и будет, — то ведь Господь может изменить Свое отношение к нам и напомнить, что существовали и существуют другие времена и другие возможности для церковной жизни. Поэтому в первую очередь обращаюсь к духовенству: совершайте свое служение с максимальной отдачей, не жалея себя. Самое страшное, когда священник начинает себя жалеть, мол, я устал. Никакой усталости не должно быть! Усталость в храме Божием — это не усталость, а знак маленькой жертвы, которую мы Богу приносим. А в ответ на эту усталость Господь и силы дает.

Трудитесь, продолжая дело предшествовавших вам отцов. Продолжайте просвещать народ, учить детей и молодежь, общаться с обществом, в котором еще не в полной мере отображаются вся красота и глубина Православия. Нам еще много нужно сделать, очень много. Особенно это чувствуешь, находясь на территории Калининграда и вспоминая историю возрождения Православия на этой земле. И да поможет всем нам Господь трудиться не жалея живота своего, никогда не думая о своем личном благополучии, но, в полной мере сознавая ответственность за спасение человеческих душ, с дерзновением нести пред Господом свое служение.

Еще раз хотел бы призвать благословение Божие на монашествующих, которые здесь пребывают, на духовенство и на всех вас, мои дорогие братья и сестры. Молитвами святых угодников земли Русской да укрепляет Господь и в этом Янтарном крае веру православную во спасение душ наших. Аминь.

Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Макарьева пустынь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»