«Если человек живет верой, то сила Божия живет в этом человеке»

Святейший Патриарх Кирилл

15 января 2022 года, в субботу пред Богоявлением, день преставления (1833) и второго обре́тения мощей (1991) преподобного Серафима Саровского, чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы вспоминаем кончину преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского, великого угодника земли Русской. Жизнь преподобного Серафима являет пример того, как разрушаются всякие человеческие идеалы, связанные с властью, силой, могуществом. Ведь преподобный Серафим — немощный, болезненный, не обладавший физической силой, для того чтобы сопротивляться трудным обстоятельствам уединенной жизни в лесу, — являет своей жизнью величайший пример того, что мы знаем из слова Божия: сила Моя в немощи совершается (2 Кор. 12:9).

Что означают эти слова? Они означают, что если человек живет верой, если он опирается на молитву, если он разрушает греховные средостения, отделяющие его от Бога, то сила Божия живет в этом человеке. И это не миф, не мечтание — это реальность, которая дарована нам в примере преподобного Серафима Саровского.

Недаром, прознав про немощного старца, живущего в уединении, к нему потекли люди, понимая, что это человек особенный. Ведь обычный человек вряд ли мог выжить в таких условиях, а преподобный не только выживал — он жил полной духовной жизнью и набрал такую силу духа, что прикоснуться к ней хотели люди и физически сильные, и властные, и могущественные. Все хотели прийти к преподобному Серафиму, чтобы через разговор с ним, через общение духовное набраться от немощного старца той великой силы, которую ему дал Господь.

Пример преподобного Серафима ставит под сомнение, насколько внешние обстоятельства жизни могут влиять на полноту жизни человека. Для многих современных людей комфорт, достижение благополучия — одна из самых притягательных целей. Для их достижения отдается все — и материальные средства, да и сама жизнь. Человек часто работает именно для того, чтобы обеспечить себе комфортное бытие, но мы знаем, что и во дворцах руки на себя накладывают, и самые богатые с мостов бросаются и погибают. Потому что подлинное счастье или, как мы говорим, полнота бытия определяется силой Божественной благодати. А когда благодать Божия споспешествует человеку, он может быть не таким уж богатым, не таким уж знатным, не жить в комфорте, но быть счастливым. Благодать Божия согревает душу, очищает человека от пороков, от грехов, действительно делает его обладателем полноты жизни, и пример преподобного Серафима — убедительное тому свидетельство.

Наш народ особенно почитает преподобного Серафима, ведь на протяжении большей части истории мы по многим причинам не жили богато, да и сейчас мы не самые богатые, хотя, конечно, условия жизни радикально изменились. Для нашего народа образ преподобного Серафима, старца, отказавшегося от всяких внешних благ и стяжавшего огромную духовную силу, является и примером, и идеалом. Потому и стекаются до сих пор в места, где святой преподобный Серафим проводил спасительные дни в дремучем лесу, многие и многие паломники, чтобы там, в Сарове, почерпнуть благодать, которая в ответ на наши молитвы к преподобному даруется самим Господом и Спасителем.

Дай Бог, чтобы почитание святого преподобного Серафима никогда не ослабевало, чтобы этот идеал духовной жизни не уходил из сознания нашего народа, чтобы он будил нашу совесть и заставлял думать о цели и смысле нашего бытия. Преподобный Серафим учит нас всему этому. Его молитвами да хранит Господь землю нашу, народ наш, Церковь нашу и каждого из нас, укрепляя на личном пути ко спасению и ограждая от искушений, соблазнов, пороков, всего того, что разрушает человеческую жизнь и создает средостения между человеком и Богом. Его молитвами да хранит Господь землю Русскую.

Казанская Амвросиевская женская пустынь
Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Троице-Одигитриевский ставропигиальный женский монастырь Зосимова пустынь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Сурский Иоанновский женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Богоявленский Кожеезерский мужской монастырь