«Исполнение закона Христова и открывает перед человеком тайну его собственного счастья»

Святейший Патриарх Кирилл

23 июля 2023 года, в Неделю 7-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в храме преподобного Андрея Рублева в Раменках г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем апостольском чтении (Рим. 15:1-7) находим такие слова: Мы, сильные, должны снисходить к слабым, а не себе угождать. Казалось бы, так просто. Но что же такое снисходить? С Олимпа на землю? Нет! Слабые люди — рядом с нами, к ним надо двигаться по горизонтали, а не по вертикали. И нужно видеть рядом с собой человека, а снисходить значит в первую очередь терпеть. Слово «терпение» апостолом не употребляется, но снисхождение — это и есть синоним терпения, а потому мы можем сказать: нужно терпеть ближних, а не себе угождать.

Проявлять в жизни терпение очень непросто, каждый это знает. Даже в браке между любящими людьми — началась совместная жизнь, все радостно, но затем скорби, болезни, неудачи, естественное старение… Как же сохранить все то, что было в начале совместного пути? Не всем удается сохранять чувства светлыми, чистыми, вдохновенными, оставаться верными друг другу, заботиться друг о друге. А ведь это и есть, согласно Евангелию, идеал совместной жизни. И, конечно, среди верующих много тех, кто так и живет, и радуется моя душа, когда я наблюдаю радостную семейную жизнь в среде духовенства, наших верующих, да и всех тех, кто умеет хранить брак и заботиться друг о друге.

Итак, снисхождение, в переводе на наш современный язык, означает терпение. А без терпения не может быть никакой совместной жизни, никакой солидарности, коллективной и общенародной. Ничего этого без терпения быть не может, потому что мы все разные. Кто-то кому-то нравится, кто-то не нравится, а что же делать с этим «не нравится», если жить вместе надо, и в коллективе работать, и Родину защищать? И к этой ситуации применимы сегодняшние слова апостола о снисхождении друг ко другу.

Терпение — это дар Божий, говорит Нил Синайский. И это правда, потому что терпение требует от нас наступить на самое для нас дорогое, хотя мы в этом и не признаемся, — на свое собственное «я». Ограничить самих себя во имя того, чтобы другим было лучше. И ведь ни один подвиг не совершается без терпения, будь то трудовой или семейный подвиг. Везде требуется терпение, и об этом-то и говорит и Нил Синайский, которого я процитировал, и сегодняшнее апостольское чтение.

Современный человек почти разучился терпеть. Многое дается так легко, как не давалось предыдущим поколениям; нас окружает комфорт, о котором и мечтать не могли наши отцы и деды. Все это, конечно, расслабляет нашу волю и нашу способность терпеть другого человека. Но ведь в слове Божием нет ни капли лжи — одна только правда. Значит, и в заповеди «терпением стяжите души ваши» — правда Божественная и правда жизни.

А что если мы из этого храма выйдем с одним лишь требованием к самим себе — потерпеть сегодня все то, что с нами произойдет? Например, неуместные или обидные слова со стороны близких людей, какие-то тяготы, связанные с рабочей или учебной нагрузкой, когда напрягается нервная система и хочется отмахнуться — если не физически, то по крайней мере эмоционально? А что если мы в этот момент вспомним о сегодняшних словах и не будем отмахиваться? Может, кому-то это покажется удивительным: как же так, вроде такую резкую фразу сказал, а мой собеседник или мой родственник никак не отреагировал, а лишь улыбнулся и пошел дальше? Но если такое будет не единожды, а станет стилем нашего общения даже с теми, кто нас обижает, — то, поверьте, и обидчиков будет меньше, и жизнь сделается светлее, и проблем семейных, возрастных, связанных с непониманием между родителями и детьми, станет меньше.

У слова «терпение» есть и синоним — мужество, потому что мужества без терпения не существует. Вот сегодня наши воины в тяжелейших условиях защищают Родину. А разве там не требуется терпение — в окопах, под дождем, в грязи? А если боль и раны? А если боль физическая и душевная — а нужно исполнять свой долг? Разве можно идти вперед, к победе, не имея терпения? А что если жены защитников Родины не будут иметь терпения, а при встрече с теми, кто вернется, начнут изливать на них свой негатив, свои отрицательные чувства, накопившиеся во время разлуки, — разве это будет по заповеди Божией?

Терпением стяжите души ваши. Это величайшая заповедь, без которой не может быть никакого духовного роста. Потому что все начинается с терпения, а уже потом, где-то на высотах духовной жизни, — и любовь к ближним и дальним, но в первую очередь к своим родным и близким.

Мы научены великой мудростью, мудростью Божественной, а не человеческой, потому что терпеть — это против логики человеческой жизни. Зачем терпеть-то? Тебя обидели? Накажи! Отняли? Ударь, забери! И рука так устроена, что пальцы к себе сгибаются. Терпеть-то зачем? Так вот, против этой животной логики Господь дает нам заповедь: терпением стяжите души ваши. Будьте снисходительны друг к другу и тогда исполните закон Христов. А исполнение закона Христова и открывает перед человеком тайну его собственного счастья.

Не может быть счастья без жизни по закону Божиему. Это не значит, что все люди неверующие несчастливы. Но несчастливы те неверующие, кто в своей жизни попирает Божественный нравственный закон. А кто этот закон исполняет, тот обретает и благополучие, и счастье в жизни земной, и спасение в жизни вечной.

И да поможет нам всем Господь именно так проводить наше земное житие, именно так общаться с ближними и дальними, радуясь тому, как будет меняться, удивительным образом, характер наших отношений с людьми. А это произойдет несомненно, но ведь, помимо улучшения климата в общении с людьми в этой жизни, исполнение заповедей будет открывать нам врата и жизни вечной. И да поможет нам Господь в терпении стяжать души наши и исполнять Его святые и спасительные заповеди. Аминь.

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Донской ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы