«Каждое посещение Божественной литургии, которая является нашим Фавором, нашей встречей с Господом, должно укреплять нашу веру»

Святейший Патриарх Кирилл

19 августа 2024 года, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Мы все знаем, в честь какого события этот праздник установлен — события особенно чудесного на фоне всего того, что происходило во время земной жизни Спасителя. Господь призывает на высокую гору ближайших к Нему апостолов и перед ними преображается, то есть меняется внешне. Он не просто человек из Галилеи, Которого почитали ученики, называя его Учителем, и поражались Его чудесам и словам, но Он — нечто большее, что просто великий Учитель. И свидетелями Божественного присутствия на горе Фавор стали ученики Спасителя, которые увидели рядом с Ним древних пророков и поняли, что это действительно Сын Божий. А ученики были к этому готовы, ведь накануне в Кесарии, недалеко от места, где Господь преобразился, Спаситель их спрашивает: «А за кого Меня почитают люди?» (Мф 16:15). Стали перечислять: некоторые — за Илию, некоторые — за Моисея, некоторые — за каких-то других пророков, которые были в прошлом, но ныне явились в Твоем лице. Тогда Господь спрашивает: «Ну, а вы за кого Меня почитаете?» И Петр говорит нечто неожиданное, абсолютно не проистекающее ни от одной из бесед Спасителя. Петр отвечает: «Ты Христос, Сын Божий», то есть Ты Мессия, Спаситель мира. Как же этот простой рыбак увидел в своем Учителе не просто сильного человека, чудотворца, но обещанного пророками Спасителя мира? Господь говорит: «Не плоть и кровь тебе это открыли». Действительно, Божественным Духом обрел это ведение апостол и провозгласил великое свидетельство о том, что их Учитель Иисус из Назарета есть обещанный Спаситель мира.

Эту весть апостолы понесли по всему миру. Столько чудес Господь совершил, столько милости явил людям, как никто другой, как ни один из пророков, как ни один из чудотворцев! Да какие чудеса, которые точно свидетельствовали людям о Его Божественной природе! Не может человек ходить по водам, не может воскрешать мертвых, не может так исцелять больных, в конце концов, не может так проповедовать. Но ведь не верили и не принимали Спасителя! Поэтому было необходимо укрепить веру учеников, а им предстояло страшное испытание — стать лицезрителями поношения, пыток, истязаний и крестной смерти Спасителя. А почему это было тяжелейшим испытанием веры? А потому что в сознании апостолов Христос, Сын Божий, обладал всемогуществом — ведь то Он-то может защитить Себя от этих ударов плетью, от этих издевательств, тем более от позорной крестной смерти! Ну что Ему стоит не просто сойти с креста, а в одно мгновение уничтожить всех хулителей, гонителей, истязателей? Но ведь ничего такого не произошло, и это было величайшим испытанием веры апостолов. Так вот, для того чтобы они не усомнились в Его Божественной природе, не усомнились в том, что Он и есть Спаситель мира, Господь незадолго до Своих страданий и преображается перед ними на горе Фавор, являя Свою Божественную природу, Божественную славу. И в подтверждение этой Божественной природы Спасителя предстоят Ему ветхозаветные пророки Илия и Моисей. И мы знаем, что никто из апостолов не дрогнул, кроме Иуды-предателя. Все сохранили веру в Него. В какой-то момент испугались, когда за Спасителем пришли в Гефсиманию, чтобы арестовать Его и повести на пытки, истязания и крестную смерть, но прошли эти страхи, и апостолы стали первыми проповедниками слов Спасителя, первыми провозвестниками спасения, которое принес Господь, и одними из первых мучеников, ибо все погибли мученической смертью, кроме апостола Иоанна Богослова.

Вот такой сегодня дивный праздник, который укрепил веру апостолов в то, что Иисус, их Учитель, есть Спаситель мира. Этот праздник должен укреплять и нашу с вами веру. Ведь всякий раз, когда мы в храме молимся, когда мы приобщаемся Святых Христовых Таин, мы предстоим Господу невидимому, ибо недостойны видеть то, что реально происходит во время Божественной литургии, недостойны видеть снисхождение Святого Духа на Дары, которыми причащаемся, — Тело и Кровь Спасителя, которые преподаются нам под видом хлеба и вина. И как явление Спасителя на горе Фавор укрепило веру апостолов, так и каждое посещение Божественной литургии, которая является нашим Фавором, нашей встречей с Господом, должно укреплять нашу веру. Тем более что мы, причащаясь Тела и Крови Спасителя, входим в такое соприкосновение с Богочеловеком, которое делает нас сопричастными жизни, смерти, Воскресению и спасительной миссии, принесенной Господом ради нас, грешных, на эту землю и даровавшей возможность спасения каждому из нас.

Вот такой дивный день сегодня в церковном календаре, такая замечательная служба. Я рад видеть всех вас, мои дорогие, в этом замечательном храме, который ведь тоже в каком-то смысле является символом воскресения нашей веры, веры нашего народа, и замечательным памятником духовного подвига и героизма наших благочестивых предков.

Благословение Божие да пребывает над Отечеством нашим, над Церковью нашей, над Президентом нашим православным Владимиром Владимировичем, над воинством нашим и, конечно, над всем благочестивым нашим народом. Аминь.

Алексеевский ставропигиальный женский монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Константино-Еленинский женский монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Сретенский ставропигиальный мужской монастырь