«Мы должны актуализировать все, чему мы учимся через Евангелие, через слово проповеди...»

Святейший Патриарх Кирилл

21 августа 2020 года, в день памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

«И померкнут солнце и луна, и звезды спадут с неба, и тогда явится Сын Человеческий, грядущий на облаке во славе Своей» (см. Мф. 24:29-30). Такие таинственные, даже страшные слова мы слышали сегодня в Евангелии за Божественной литургией.

Конечно, эти слова о конце мира, который будет сопряжен с невероятным космическим катаклизмом. Действительно, что должно произойти, чтобы солнце померкло, чтобы луна более не отражала солнечный свет, чтобы звезды исчезли? Достаточно взглянуть в звездное небо в ясную погоду темной ночью, чтобы понять все величие божественного творения, весь гигантский масштаб космоса. Апостол же не от себя, но движимый Духом Святым говорит: «Солнце померкнет, луна не даст света, звезды спадут с неба, и тогда явится Сын Божий во славе с ангелами».

Речь идет о конце человеческой истории, о втором страшном и славном Пришествии Господа и Спасителя. Наверное, нет другой темы, которая бы так волновала православного человека, и мне как пастырю буквально с юных лет, с самого начала моего священнического служения приходилось много раз, в разных аудиториях, и среди узкого круга знакомых и близких мне людей, и в более широком кругу отвечать на темы конца мира, конца Вселенной. Потому что как бы ни смотрели на этот текст люди, далекие от веры, он потрясает своим космическим драматизмом. «Ну, а если вправду все так произойдет? Бог знает, почему так написано в Священном Писании», — говорят люди сомневающиеся. Ну, а мы точно знаем, что все так и произойдет, поэтому тема конца света очень затрагивает людей.

Как я уже сказал, мне часто приходилось говорить на эту тему, и по мере того как я убеждался, что конец света — одна из важнейших, может быть, тем, которые волнуют людей, пришла мне вот такая мысль. Конечно, не может быть разумным человек, если он не задумывается о конце, о всеобщем конце. Но ведь куда ближе к нам не тот космический конец Вселенной, а наш собственный конец света!

Иногда, слишком переживая о том, как же это произойдет с родом человеческим, мы забываем, что раньше всего этого, намного раньше, мы будем иметь свой собственный конец света. Поэтому для православного человека, при всем интересе к отдаленной космической перспективе бытия вселенной, должен быть более осознанным и более злободневным вопрос о своем собственном конце света. Когда для нас все закончится здесь, на земле? Что тогда с нами будет? Ведь тоже предстоит встреча!

И возникает вопрос: с кем будет эта встреча? С Господом, грядущим на облацех с ангелами Своими, или с темной и страшной силой, которая также реально присутствует в человеческой истории, в роде человеческом, да и просто в нашей жизни? Каждый ведь знает, как легко он поддается на искушения, на соблазны; как, идя порой против своей совести, против своей природы, совершает грех и беззаконие. С этим багажом мы и предстанем — не тогда, когда космос завершит свое физическое бытие, а когда просто перестанет биться один из органов нашего физического тела, именуемый сердцем. Никакой космической трагедии, никакого космического измерения, но для нас эта кончина окажется больше всякого космического катаклизма. Мы перестанем быть здесь, в этом мире, с его радостями и скорбями, с его взлетами и падениями, с нашими взлетами и падения, и то, что сегодня кажется нам архиважным, приоритетным, в тот момент улетучится из нашего взора, вообще из нашего сознания. Может быть, взирая с новой позиции на нашу земную жизнь, мы скажем: Боже мой, чем же мы занимались! На что мы тратили время! Зачем же мы так боролись, зачем вступали в конфликты с людьми, зачем разрушали свои собственные семьи, зачем обманывали родных и близких, не говоря уже о чужих и далеких? Ну, зачем все это?! Но эти вопросы повиснут — на них больше ни мы, ни кто-либо другой дать ответа не сможет.

Сегодняшнее евангельское чтение учит нас, может быть, самому главному. Оно помогает нам понять, что наша жизнь здесь обусловливает наше вечное бытие, и потому забота о спасении души должна быть самым важным приоритетом. Все иное нужно поставить на периферию. Никуда не денется то, чему мы посвящаем всю свою жизнь, отдаем свои нервы, разум, ради чего ссоримся с людьми. Все это периферийно по отношению к тому главному, о чем мы сейчас говорим, — о состоянии нашей души, о силе и чистоте наших чувств, с которыми мы и предстанем пред Господом. И не когда весь мир погибнет, а просто когда наше сердце перестанет биться.

Поэтому, конечно, можно, отвечая на некую свойственную каждому любознательность, размышлять о конце света. А можно и не размышлять — к нам это не имеет никакого отношения. К нам имеет отношение наш собственный, личный конец света, который, мои дорогие, не за горами, даже если мы совсем молоды. Потому что и 50, и 70, и 100 лет — это мгновение даже в человеческой истории, а не только в космическом измерении.

Все то, о чем мы сейчас говорим, требует одного действительно очень важного деяния. Мы должны попытаться актуализировать все то, чему мы учимся через Евангелие, через слово проповеди. Нельзя уходить из храма и обо всем сразу забывать. Нельзя, покидая остров Соловки, садясь на теплоход или в самолет, забывать о всем том опыте, который мы здесь пережили. Этот духовный опыт мы должны сохранять, и не как ностальгию по красивым местам, а вспоминать то состояние духа, те мысли, которые нас посетили на этом святом месте во время богослужения. И чем больше в своей жизни мы будем обращаться к высокому, возвышенному, святому, от Бога исходящему, тем легче нам будет жить. Мы обретем великую мудрость, способность отличать пшеницу от плевел, существенное от третьестепенного. Мы поможем самим себе сохранить спокойствие и силу духа, перестать осуждать людей, перестать гневаться на людей и на обстоятельства, перестать обманывать родных, близких и чужих, мы будем жить просто, чисто и ясно. «Да будут слова ваши "да, да", "нет, нет"; а что больше — от лукавого» (Мф. 5:37), учит нас Господь.

Молитвами святых, имена которых мы сегодня с благоговением произносили — Зосимы, Савватия, Германа Соловецких, основателей этой святой обители, — да поможет Господь всем нам, и братии, и начальствующим, и паломникам нашим, людям, занимающим высокое положение в нашем обществе, и самым простым, понять, что есть подлинный приоритет и абсолютная ценность в нашей жизни. Аминь.

Свято-Троицкий Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь
Богородицкий Пятогорский женский монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии
Иоанновский ставропигиальный женский монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь