«Мы должны просить Господа, чтобы Он укреплял нашу волю и помогал нам свободно и разумно употреблять ее для спасительных целей»

Святейший Патриарх Кирилл

6 марта 2020 года, в пятницу первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Трапезном храме Свято-Троицкой Сергиевой лавры. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пост предлагает нам определенные средства, с помощью которых мы действительно имеем возможность прикоснуться к реальной духовной жизни. Не к той духовной жизни, о которой люди часто говорят, не понимая, что она собой представляет, не к той духовной жизни, которая в массовом сознании связывается с культурой, просвещением, знанием, успехом, но к подлинной духовной жизни, которая приводит человека еще здесь, на земле, в соприкосновение с иным миром. И это соприкосновение с иным миром, с миром подлинных ценностей радикально, до неузнаваемости, меняет человека.

Иногда в житиях святых мы читаем, как некий богач вдруг раздает имение, бросает все и уходит в пустыню или в обитель, уезжает на Афон или спасается в лесах. У многих людей, особенно невежественных, возникает вопрос, а все ли в порядке с психикой такого человека. Ответ на этот вопрос может быть только один: ни один душевнобольной не уйдет от людей, потому что без опоры на них он жить не сможет. Он будет мучить людей, будь то в коммунальной квартире, общежитии или палате, но от них никогда не уйдет, а если уйдет, то немедленно умрет. От людей в пустыню уходили те, кому пустыня была нужна как оптимальное место духовного возрастания, которое вело их к общению с Богом.

На этой неделе я говорил о том, что подвиг поста, включающий воздержание от пищи, молитву, покаяние, дела милосердия, помогает людям приблизиться к духовной реальности. Пришлось говорить и о том, какую важную роль играет во всем этом разум человеческий, потому что чувства, в том числе религиозные, могут выйти в нашем сердце из-под контроля, и мы знаем, как иной благочестивый человек впадает в состояние, именуемое в народе кликушеством, — теряет сознание, нарушает привычные нормы общения с другими. Ему самому кажется, будто он возносится на небеса, но на самом деле он оказывается в числе тех, кто нуждается в помощи психиатра. Вот и возникает вопрос: как должен работать наш ум, погружаясь, как учили святые отцы, в сердце, чтобы мыслью контролировались чувства? Мысль никогда не должна уходить в сторону, ум никогда не должен покидать свой «командирский пост». Разум должен контролировать человеческие чувства, и если в чувствах происходит что-то неладное, ум должен давать соответствующий сигнал. То, что я объяснил на языке достаточно понятном современному человеку, на языке святоотеческом называется трезвением ума. Ум никогда не должен терять трезвость. Для чего? А для того чтобы контролировать чувства и поведение человека.

Ну, а если ум человека поврежден? Разве мы с вами не встречали, в том числе в этой обители, людей благочестивых, практика благочестия которых оказывалась очень странной и даже недопустимой? Их религиозные чувства контролирует нездоровый ум. К таким людям нужно относиться с любовью, никак их не обижая, но понимать, что это не образец для подражания, а объект духовного и медицинского воздействия.

Помимо ума, который может быть здоровым и не совсем здоровым, есть еще нечто, что Господь вложил в нашу природу и что дает силы управлять человеком, — это наша воля. Воля как способность не только передавать сигналы всему организму, определяя его действия в соответствии с нашими замыслами, но и осуществлять контроль в течение протяженного времени. Воля есть величайший Божий дар — именно потому, что воля свободна. Господь не запрограммировал нас на добро, и диавол неспособен запрограммировать нас на зло. Воля — это сила, которая управляет и умом человека, и его чувствами, и эта сила дана нам совершенно свободной. Мы действительно имеем возможность самостоятельно распоряжаться и действиями своего ума, и потребностями своего тела, а регулятором, этим «капитанским мостиком», откуда идут сигналы, и является человеческая воля.

Вот почему воспитание воли есть важнейшее дело в христианской традиции. Ум может быть просвещенным, а воля — дряхлой, слабой, ветром колеблемой. Что же тогда станет с умом? Он может оказаться под воздействием пьяной компании, компании блудников, компании сумасшедших, в компании тех, кто неспособен внести никакой положительный вклад в жизнь людей.

Воля может воздействовать на человека со скромными способностями, например, такого, у кого что-то не получалось в начальной школе. Смотрел он на соседа, который легко решал задачки, и думал: «Вот какой счастливый человек, как быстро ему все дается!» И говорил себе: «Но я постараюсь», напрягал свою волю и, хоть не так быстро, как сосед, но задачки решал. На протяжении всей жизни этот человек, у которого, может быть, интеллектуальные способности были не так сильно развиты, достигал напряжением воли все большего и большего. И как часто мы видим таких людей на вершине человеческой славы! А люди талантливые, легко обучаемые, образованные нередко гибли на жизненном пути, не имея силы воли, — ветры, противные их движению, сбрасывали их на обочину. Воля есть великое чувство и великая сила. И мы должны просить Господа, чтобы Он укреплял нашу волю и помогал нам свободно и разумно употреблять ее для достижения важных и спасительных жизненных целей.

Поскольку слово мое обращается не только к благочестивым паломникам, но и к студентам, я хотел бы еще и еще раз сказать, что именно от вашей воли во многом зависит ваш жизненный успех. Воля — это то, что нам дает Бог, одному больше, другому меньше. А вот наше использование воли либо обеспечивает движение в правильном направлении, либо, если воля слабая, разрушает, к сожалению, даже самые яркие таланты.

Великий пост дает нам возможность тренировать нашу волю в аскетическом смысле этого слова. Во-первых, силой воли мы должны научиться по-настоящему молиться. Что нам мешает прочитать правило, что нам мешает лишние десять минут постоять перед иконой, чтобы обратиться к Господу со словами молитвы? Слабая воля. Потому что есть нечто, чем бы мы непременно хотели заняться. Один телевизионную программу не досмотрел, другому спать хочется, третьему соседка позвонила, и все эти раздражающие факторы толкают нас к тому, чтобы мы побыстрее закончили свое молитвенное правило. Но мы должны противостоять всем этим искушениям.

Я взял навскидку пример молитвы, однако существует множество других примеров, когда человек растет именно потому, что силой воли преодолевает свою слабость. Один известный вождь XX века сказал удивительные слова: «Человек растет под тяжестью ответственности». Казалось бы, как можно расти под тяжестью, ведь тяжесть придавливает! Однако тяжесть ответственности действительно стимулирует рост — именно потому, что воля работает под тяжестью ответственности.

У нас с вами величайшая ответственность пред Богом. Наш с вами путь не ограничивается земными годами, не ограничивается земной карьерой. Он простирается в вечность, и сила нашей воли является одним из тех факторов, которые способны открыть нам врата вечности. Будем помнить, что дни Святого Великого поста учат нас воздержанию, молитве, милосердию; учат тому, как воспитывать свою волю, чтобы силой воли обретать по благодати Божией спасение и жизнь вечную. Аминь. С пятницей первой седмицы всех вас поздравляю.

Материалы по теме
Константино-Еленинский женский монастырь
Андреевский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Коневский Рождествено-Богородичный монастырь
Макарьева пустынь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Спасо-Преображенский Соловецкий ставропигиальный мужской монастырь