«Мы соучастники таинства нашего спасения»

Святейший Патриарх Кирилл

17 ноября 2024 года, в Неделю 21-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

В сегодняшнем евангельском чтении (Лк. 8:41-56) содержится нечто очень важное для понимания того, как человек спасается. Евангелие повествует о воскрешении дочери Иаира. Иаир был начальником синагоги, человеком почитаемым, но вот умерла его дочь, и он в огромной печали, в смятении. И Господь обращается к нему с совершенно невероятными для человеческого общения словами: «Не умерла твоя дочь, не бойся, только веруй». И в ответ на веру Иаира Господь воскрешает его дочь.

А что это означает? Ведь Господь всемогущий! А почему Он не мог воскресить дочь Иаира, не опираясь на его веру? В этом событии открывается сама сущность нашего спасения. Конечно, мы все спасены через веру, и сие не от нас, Божий дар: не от дел, дабы никто не хвалился, говорит апостол (см. Еф. 2:8-9). Верой мы спасаемся, но сила, спасающая нас, есть благодать Божия. А условием действенности благодати является наша вера.

Ну и правда, разве просто человеческие убеждения — а вера есть в том числе и убеждения — сами по себе могут творить чудеса? Конечно, нет! Потому что чудеса, то есть сверхъестественные деяния, либо совершаемые вопреки законам природы, либо эти законы приостанавливающие, конечно, может совершить только Тот, Кто эти законы установил.

Поэтому подлинное чудо — всегда от Бога. А вот условием совершения этого чуда, как мы видим из сегодняшнего евангельского чтения, является действие со стороны человека. Не может быть человек спасен без соучастия в этом деле самого себя. Благодать Божия не может действовать автоматически, хотя, конечно, имеет такую силу. Но не действует, потому что человек должен соучаствовать в деле спасения.

А представьте себе, если бы было не так, как бы мы тогда жили? И вообще, для чего тогда надо было бы верить? И для чего надо было бы делать добрые дела и все прочее, если без всякого нашего участия все совершается? А мы-то тут при чем? Вот сегодняшнее евангельское чтение свидетельствует о том, что человек является соучастником Бога в деле своего собственного спасения. Мы не просто объект воздействия Божественной благодати — мы соучастники таинства нашего спасения.

Велика духовная сила человека в обретении им спасения. И свидетельствует сегодняшнее чтение еще и о том, что эта сила не является силой ума, не является физической силой, не является силой власти, а это сила веры. Благодатью вы все спасены через веру (Еф. 2:8). Вот поэтому каждый человек, который думает о своем спасении, ставит его в центр своей жизни, желает испросить его у Господа, должен помнить, что он спасается не своей молитвой, не своими добрыми делами, а благодатью Божию. А добрые дела есть условие, при котором действует на нас благодать Божия в ответ на нашу молитву.

Вот и замыкается все в триединство: человеческая свобода, воля Божия и наша молитва. Вот именно так и совершается дело нашего спасения. Если мы верим в Господа, если мы в молитве призываем Его имя, если мы стараемся сделать доброе для наших людей, близких, родных, и даже не очень родных и близких, то это и создает непременные условия для нашего спасения, и мы обретаем таковое именно через нашу веру, через нашу молитву и через наши добрые дела.

И да поможет всем нам Господь никогда об этом не забывать. Никогда! Одно только посещение храма нас не спасает, потому что это только молитва. Одни только добрые дела нас не спасают, если они не связаны с нашей верой, а проистекают из дружеских или родственных отношений. Если делаем доброе дело, но оно не связано с верой, то это доброе дело также нас не спасает, а спасает нас благодать Божия, которая действует в нас через веру, споспешествуемую добрыми делами. И да поможет нам Господь именно так идти по своему жизненному пути, устремляясь к самому главному и заветному — к спасению здесь, уже на земле, и в Божием Царстве. Аминь!

Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Марфо-Мариинская обитель милосердия
Мужской монастырь святых Царственных Страстотерпцев (в урочище Ганина Яма) г. Екатеринбург
Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Ставропигиальный мужской монастырь
Сурский Иоанновский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Покровский Хотьков ставропигиальный женский монастырь
Живоначальной Троицы Антониев Сийский мужской монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.