Народ наш не потерял веры

Святейший Патриарх Кирилл

1 августа 2016 года, в праздник обретения мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию на Преображенской площади Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка митрополит Георгий! Матушка Сергия! Дорогие отцы, матушки игумении, братья и сестры!

Я всех вас сердечно поздравляю с замечательным юбилеем — с 25-летием принесения мощей преподобного Серафима в сию святую обитель, со вторым их обретением народом нашим и Церковью нашей. Сегодня уже много раз в связи с празднованием памяти преподобного Серафима употреблялось слово «чудо». Мы именуем его чудотворцем, потому что он действительно совершал много чудес при жизни, но и в последние 25 лет нам были явлены реальные чудеса, проистекающие по молитвам преподобного Серафима.

Само обретение его мощей и даже сам факт их существования — чудо. Было время, когда многие святыни просто уничтожались, когда они выставлялись напоказ, чтобы убедить людей недостаточно просвещенных в том, что останки эти вовсе не мощи, что это некий обман, а раз обман, значит, всё нужно уничтожить. Как много святынь было тогда уничтожено! А мощи преподобного Серафима исчезли, — даже когда настали благоприятные времена, потребовалось много усилий для того, чтобы их обрести. Нашли их практически случайно — в ленинградском Музее истории религии и атеизма, который размещался в здании нынешнего кафедрального Казанского собора.

А затем началось особое шествие по всей Руси, в котором Господь сподобил участвовать и меня. Шествие поразительное по силе духовного воздействия на наш народ. Люди, еще вчера никак не связывавшие себя ни с верой, ни с Православной Церковью, вначале как бы из любопытства становились вдоль дорог и вдруг присоединялись к крестному ходу, объятые общим духовным энтузиазмом. Покидая крестный ход, они сердцем оставались с преподобным Серафимом, и это шествие по Руси с дивными мощами угодника Божия произвело чудо обращения к вере православной заблудших ее детей.

Мощи встречало пение пасхального тропаря «Христос Воскресе!» — во исполнение пророчества святого преподобного Серафима, что летом будут петь Пасху. Без слез невозможно было слышать летом этот великий пасхальный гимн, утверждающий силу Христова Воскресения. При виде мощей, спокойно проплывавших над тысячами людей, в сознании невольно возникал образ воскрешаемой Руси.

Мощи были принесены сюда, и правильно сказала матушка Сергия: все то, что здесь произошло, нельзя назвать иначе как чудом. Со многими трудностями сталкивались те, кто обустраивал обитель, но эти трудности в какой-то момент отступали, так что все больше и больше людей считали долгом своим содействовать строительству и благоукрашению Дивеевской обители.

Сегодняшний день — тоже чудо. В начале 90-х годов, когда вера только начинала возрождаться, нам говорили: «Люди принимают Православие просто как альтернативу атеизму, который утверждался силой власти, потерявшей в народе всякий авторитет. Но они станут жить лучше, богаче, у них откроются возможности получения образования, они начнут ездить за границу, увидят жизнь в просвещенных странах, — и все это временное возрождение веры пройдет, но уже окончательно». Через 25 лет мы можем свидетельствовать, и доказательством тому — сотни молодых людей, которые сегодня молятся вместе с нами: народ наш не потерял веры, но, несмотря на соблазны, искушения, пропаганду греха и распутства, устремляется ко Христу Воскресшему. Мы верим, что это обращение русского народа к Богу имеет огромное значение не только для России, но для всего мира, и знаем, что в этом чуде обращения есть частица великого молитвенного подвига преподобного Серафима Саровского, с обретением мощей которого и началось великое возрождение православной веры.

В тропаре преподобному мы находим дивные слова «умилением сердца любовь Христову стяжав». Святой Серафим искрился этой Божественной любовью. Он всех встречал с радостью, его лицо было светлым, при жизни его считали святым. Он действительно стяжал любовь Христову и отображал эту Божественную любовь в своей личности через общение с другими людьми. Но слова тропаря связывают умиление сердца со способностью обретать любовь Христову. А что же такое умиление? Это не состояние, связанное с повышенной эмоциональностью; более того, это не состояние нервной системы, а состояние духа. Умиление — это отсутствие всякой злобы, это милость, недаром у слов «умиление» и «милость» один и тот же корень. Это милость к окружающему миру, к людям, к природе, к диким животным, какую являл преподобный Серафим. Умиление было главным измерением его жизни, и в ответ на умиление сердца Господь и даровал ему Свою любовь, Свою благодать и Свою силу.

И когда сегодня массовая культура, литературные произведения, кинематограф учат нас, что для того, чтобы быть успешным, надо быть сильным, надо уметь бороться, надо уметь нанести противнику физический удар или уничтожить его своим умом, — ведь массовая культура XXI века формирует жестокость человеческого сердца, — мы обращаемся к преподобному Серафиму и просим его дать нам умиление сердечное, беззлобие, милость, радость, доброту к окружающему нас миру. И мы верим, что умиление сердечное сильнее физической силы и даже сильнее силы разума.

Вот такой дивный пример святости явил нам преподобный Серафим, продолжающий совершать чудеса в нашем благочестивом народе. Ему слава и добрая память наша и поклонение как великому угоднику и чудотворцу земли нашей. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Материалы по теме

Монашество

Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Монастырский журнал «Дивеевская обитель»
Покровский ставропигиальный женский монастырь у Покровской заставы г. Москвы
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Тихвинский скит Спасо-Преображенского мужского монастыря города Пензы
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Мужская монашеская община прихода храма Тихвинской иконы Божией Матери
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь
Суздальский Свято-Покровский женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Пюхтицкий Успенский ставропигиальный женский монастырь в Эстонии