«Наш исторический опыт — это свидетельство о силе благодати Божией»

Святейший Патриарх Кирилл

4 декабря 2020 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Александро-Невском скиту близ Переделкина. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Из церковного Предания известна история о том, как благочестивые родители привели в храм Деву Марию, отроковицу, быть может, еще младенца, — точный возраст нам неизвестен, но в Ее раннем детстве, — для того чтобы Она осталась жить, учиться и духовно возрастать при храме. Таков был благочестивый обычай — наверное, не всегда он исполнялся, но сам факт посвящения ребенка Богу был частью религиозной традиции Израиля. Обычно так происходило с первенцами мужского пола, но в данном случае на служение Господу была посвящена девочка — младенец Мария, родившаяся в семье благочестивых Иоакима и Анны.

Конечно, посвящение младенца Богу, приведение младенца в храм имело очень большое духовное значение, ведь в Иерусалимском храме некогда хранилась великая святыня — ковчег завета, который по повелению Божиему был изготовлен евреями, вышедшими из египетского плена. В ковчеге хранился величайший Божий дар — скрижали завета, те самые каменные плиты, которые получил Моисей на горе Синай, когда встретился с Богом. Тогда Господь даровал ему великий нравственный закон, который был не только запечатлен в сердцах людей, — а именно такими их создал Бог, — но и записан по воле Божией в виде конкретных наставлений. Эту великую святыню древний Израиль хранил как свидетельство о том, что слова, запечатленные в завете, — не слова человеческие, что они проистекают не от человеческой мудрости, но что это подлинно слова Божии, это воля Божия, это Божественный закон. Помимо скрижалей, в ковчеге находился сосуд с манной — той самой пищей, которую чудесным образом получали с неба древние израильтяне, вышедшие по повелению Божиему из египетского плена и сорок лет странствовавшие по Синайской пустыне. Манна, чудом низводимая с неба, поддерживала жизнь людей, и они выжили в тяжелых условиях пустыни, питаясь ею, — это была действительно величайшая святыня, дарованная людям Самим Богом.

Поэтому во Святая святых, в самую дальнюю часть храма, которую можно сравнить с алтарем в храме христианском, никто не мог входить, — только первосвященник, входивший в это место для совершения особого каждения раз в год. Однако, встретив младенца Марию на ступенях храма, первосвященник, по преданию Церкви, ввел Ее не только в храм, но и во Святая святых, хотя это было категорически запрещено и противоречило всем законам, которые строго соблюдал народ Израильский. И мы верим, что так и было, потому что Введение во храм Пресвятой Богородицы стало деянием, исполненным огромной духовной силы и великого символического значения. Дева Мария вошла в ветхозаветный храм и получила благодать Божию, для того чтобы начать Свой жизненный путь, приведший Ее к рождению Мессии, Господа и Спасителя, к созерцанию Его страшных страданий и, наконец, к Ее вечной небесной славе.

Празднование Введения во храм Пресвятой Богородицы помогает и нам, отдаленным тысячелетиями от того события, понять, какое огромное значение храм имел в жизни еврейского народа для сохранения истинной веры. Но и в наше время храмы сохраняют то же значение, и это совершенно неслучайно. Во-первых, в православном храме, как и в древнем иерусалимском храме, пребывают особые святыни. На престоле, который является центральным местом храма, хранится антиминс — плат с мощами святых угодников. Подобно тому как в древней Церкви Святая Евхаристия совершалась в катакомбах на гробах мучеников, так и мы совершаем на вшитых в антиминс мощах святых Божественную Евхаристию.

Храм исполняется великой благодати, когда совершается Божественная Евхаристия, и эта благодать соединяется с материальными предметами, в первую очередь со святыми иконами. Вот почему, прикладываясь к иконам, мы прикладываемся не к доскам, не к краскам, но к материальным носителям Божественной благодати, приобщаясь к Божественной силе и Божественной энергии. Вот что означает поклонение святым иконам, скажу еще раз: мы поклоняемся не доске, не краскам, не той красоте, что произвели руки человеческие, но видимым носителям Божественной благодати.

В первую очередь носителями Божественной благодати являются люди, получающие этот дар в крещении и причащении Святых Христовых Таин. Но мы знаем, как часто грех исторгает из наших душ благодать, и мы становимся как смоковница, которая не приносит плода. Неодушевленные предметы также могут быть носителями Божественной благодати, — в первую очередь это святые иконы, которые мы почитаем, и, лобызая которые, мы обретаем частицу благодати, почивающую на святых образах.

Сегодняшний день многому нас учит. Праздник обращает наше внимание на благочестивый обычай, который был в израильском народе, — приводить детей в храм. Это напоминание всем родителям, особенно тем, кто крестил своих детей: вы должны приводить их в храм, это прямой долг каждого родителя. Для чего приводить свое чадо в храм? Для того чтобы ребенок получил частицу Божественной энергии, чтобы Божественный свет прикоснулся к его естеству, его разуму, его памяти, его воле, его чувствам. Чтобы ваше чадо, идя по жизненному пути, опиралось не только на собственные немощные силы, которые так легко разрушаются под воздействием дурных влияний извне, но чтобы в ребенке был внутренний духовный стержень и сила Божественной благодати помогала ему сопротивляться греху и возрастать в мудрости, чистоте, духовной и физической силе.

Сегодняшний день напоминает нам об особом значении храма и как училища благочестия. Ведь в древнем иерусалимском храме не только молились — многие при храме жили и, конечно, обучались. Именно на такое пребывание в храме передали своего чудом рожденного младенца родители Девы Марии — чтобы Она возрастала там от силы к силе и в молитве, и в учении. И мы знаем, к чему привело это пребывание Девы Марии в храме — к великому событию Благовещения, которое стало предвестником рождения от Нее Спасителя мира.

Храм, несомненно, является школой благочестия — здесь мы слышим замечательные молитвенные тексты и даже если не всегда их до конца понимаем, мы проникаемся их духовным смыслом, потому что молитва в храме особо воздействует на ум и на сердце человека. Также мы научаемся в храме через слышание слова Божия, через проповедь, но, самое главное, мы получаем в храме особый дар благодати, без которого трудно идти по жизни.

Поэтому событие Введения во храм Пресвятой Богородицы должно не только научить родителей необходимости приводить детей в храм, для того чтобы они были счастливы в жизни, для того чтобы они могли достойно пройти жизненный путь. Это напоминание и самим родителям, да и всем людям о том, как важно посещать Божий храм, где наши немощные силы, и духовные, и физические, восполняются Божественной энергией, Божественной силой. И в доказательство этих слов хотел бы привести пример мучеников, исповедников, еще совсем недавно погибавших ради Христа на земле нашей. Откуда такая сила у нашего народа? Откуда способность преодолевать тяжелейшие испытания и гонения? Именно от той благодати, в которой народ воспитывался, которую он обретал во множестве храмов на земле Русской. А если бы не было того замечательного поколения православных людей, которые именно в храмах так закалили свой дух, то вряд ли вера православная в стране нашей, прошедшей через страшные гонения и истребление веры, сохранилась бы до века XXI-го.

Наш исторический путь, наш исторический опыт — это, в том числе, свидетельство о силе благодати Божией, которая через молитву, через посещение храма, через принятие Святых Христовых Таин укрепляет наш разум, нашу волю и наши чувства и делает нас способными обрести спасение. Спасение, которое через восшествие младенца Марии в Иерусалимский храм, через Благовещение о рождении от Нее Спасителя мира, через подвиг жизни, страданий и Воскресения Спасителя, через сошествие Святого Духа на апостолов, а через них — на всю Церковь, даруется и нам, чтобы, несмотря на немощь человеческую, мы имели надежду на жизнь вечную. Аминь.


Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Воскресенский Ново-Иерусалимский ставропигиальный мужской монастырь
Иосифо-Волоцкий ставропигиальный мужской монастырь
Казанская Амвросиевская женская пустынь
Константино-Еленинский женский монастырь
Борисоглебский Аносин ставропигиальный женский монастырь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.
Монашеская женская община Ризоположения Божией Матери с. Люк