Вечером 6 марта 2020 года, в канун субботы первой седмицы Великого поста, дня памяти блаженной Матроны Московской, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил полиелейную утреню в Покровском соборе Новоспасского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Святейший Владыка произнес проповедь.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
В конце первой седмицы православные люди, особенно те, кто каждый день посещал храм, подходят к исповеди. Суббота — это день, когда покаяние приносится огромным количеством верующих, а вслед за покаянием мы подходим к Святой Чаше, и причащение в субботу или воскресенье завершает поприще первой седмицы Великого поста. Сегодня мы с вами как раз подошли к этому дню, когда покаяние — это самая главная тема, потому что множество православных сегодня и завтра, склонив главу свою пред крестом и Евангелием, принесут покаяние за грехи, которые соделали.
Святому Ефрему Сирину принадлежат слова: «Если бы не было покаяния, то перестал бы существовать род человеческий». Это правильные слова, но давайте вдумаемся: во времена преподобного Ефрема Сирина значительная часть людей принадлежала к Православной Церкви, но ведь не все! Было и большое количество язычников, да и кого только не было! Почему же преподобный Ефрем говорит, что если бы не покаяние, погиб бы род человеческий — а не только те, кто принадлежит к Православной Церкви?
Преподобный Ефрем не сделал никакой ошибки. Потому что покаяние — это не только таинство Православной Церкви, очень важное таинство, без которого мы не подходим к Святой Чаше. Покаяние есть непременное условие выживания человеческого сообщества.
Удивительное слово — «прости». Бывает так, что конфликт в самом разгаре, все возбуждены, а если это не простые люди, а те, кто обладает властью, то они готовы продолжать вплоть до полного истребления противника! Ведь именно так начинались войны — когда ни у кого не хватало силы сказать оппоненту «прости»; а если бы хватило, то и войны бы не было, как не было бы тысяч убиенных. Что потеряли бы политические лидеры, которые сказали бы друг другу «прости» вместо того, чтобы обнажить меч? Ничего бы не потеряли — только выиграли бы, потому что решили бы мирно все те проблемы, которые стали причиной войны…
А если рассмотреть конфликты не в глобальных, международных масштабах, а в нашем человеческом общежитии? Как часто слово «прости» останавливает самое страшное развитие событий, особенно в семейной жизни! Многие проходили через семейные конфликты и хорошо знают, как нарастает порой отчуждение, даже взаимная ненависть. В результате люди, неспособные сказать друг другу «прости», навсегда расстаются и только по истечении времени осознают, какую же ошибку они допустили. А если бы в критический момент кому-то хватило бы разумения и сил сказать «прости», то, может, не было бы разделенной семьи, не было бы сирот при живых родителях, не было бы калечащего душу разделения имущества. Не было бы лавинообразного нарастания злобы, ненависти, жизнь была бы проще, светлее, если бы у хоть одной стороны хватило силы сказать это удивительное слово «прости».
Великий пост учит нас покаянию. Он учит нас способности просить прощения и прощать, и мы должны хорошо запомнить, что прощение есть не признак слабости, а, напротив, большой внутренней духовной силы. Если вопреки условностям, вопреки риску быть неправильно понятым кто-то говорит «прости» своему противнику, своему врагу, порой производя на последнего ошеломляющее впечатление, то это слово буквально взрывает целые баррикады ненависти, злобы и отчуждения.
Сегодня и завтра мы будем подходить к исповеди, просить прощения у Господа. Мы снова должны, как в Прощеное воскресенье, испросить прощения у тех, с кем мы находимся в конфликте, памятуя об этом исцеляющем и вдохновляющем слове «прости». Произнося его в адрес тех, кто нас обидел, мы и сами сподобляемся получить прощение от нашего Господа и Спасителя в день Страшного суда, ведь Господь прощает тому, кто умеет прощать своих ближних. Этот великий урок мы и должны вынести из поприща первой седмицы Великого поста, особенно после сегодняшнего богослужения и нашей общей молитвы.
Мы вспоминаем имя святой Матроны Московской, великой старицы, житие которой известно большинству из нас. Казалось бы, именно про таких говорят «Богом обиженная» — она была слепая, почти обездвиженная, то есть находилась в самой бездне человеческого страдания. Но вот что удивительно — никто из современников не видел страдания на ее лице. Это свидетельствует о том, что страдание — это то, что происходит от нас самих. Бог не посылает страдания, Он дает испытания. А в испытаниях мы можем закалять себя, становиться мудрее, обретать дух мирный; или же, проходя через испытания, озлобляться и приносить беду и себе, и окружающим. Пусть и память о святой праведной Матроне Московской сегодня умудрит нас и поможет справляться с нашими скорбями, по милости Божией и Его святой воле. Пусть Господь хранит всех нас, укрепляя в нас мирный дух и готовность к прощению. Аминь.