20 марта 2024 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил в Храме Христа Спасителя первую в этом году Литургию Преждеосвященных Даров. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Время Великого поста — это время, которое дается нам, чтобы мы укрепились в добродетели воздержания, в молитве, а также в доброделании. Что касается доброделания, то это достаточно понятная для всех категория — хорошо известно, что многие занимаются совершением добрых дел, существуют целые организации, и действительно, благодаря доброделанию идут быстрее на поправку раненые и больные, обретают надежду те, кто оказался в трудном материальном положении и потерял всякую надежду. Доброделание ни у кого не вызывает никаких вопросов — ведь так оно и должно быть.
А вот другая добродетель — воздержание — понятна далеко не всем. Для человека, далекого от Православия и вообще от христианской традиции, не задумывающегося, чтО есть вера, что значит человеческая жизнь и что значит жизнь загробная, воздержание — абсолютно непонятная тема. «Зачем воздерживаться? Я же работаю, зарплату получаю — почему я не могу купить себе или своей семье что-то повкуснее, калорийное?» А когда такому человеку говорят, что лучше эти сорок дней скоромное не вкушать, для него это абсолютно неприемлемо. Он и представить не может, как в течение сорока дней не есть мясное или молочное. И от такого человека, даже при его доброй воле, потребуется огромное напряжение сил, чтобы он смог наконец понять огромное значение воздержания не только для духовной, но и для физической составляющей нашей природы.
Но ведь это действительно так. Воздержание от пищи — и не только от пищи, но и от дурных слов, от конфликтов — сохраняет наши жизненные силы, нашу жизненную энергию. Кстати, такого рода практики существуют не только в христианстве. И это вполне понятно: мы имеем заповедь о посте, а потому с полным доверием относимся к этому божественному установлению, а другие естественным путем, прибегая к дисциплине самоограничения, в том числе в пище, на практике опознали его огромную пользу для организма, но также и для воспитания волевых и даже умственных сил. Другими словами, не существовала бы тысячелетняя традиция поста и воздержания, если бы люди не видели в этом пользы.
Но постящийся нередко сталкивается с проблемами или, как мы теперь говорим, вызовами, на которые ему необходимо ответить. И одна из самых сложных проблем такого рода возникает, когда в семье один постится, а другие не постятся. Здесь на постящемся как бы двойная духовная нагрузка — он не только ограничивает себя в пище, уделяет больше времени молитве, но и должен как-то справляться с негативной реакцией на его пост со стороны детей, родителей, родственников, знакомых или сослуживцев.
В молодости я имел опыт работы в светских учреждениях, и помню, как всякий раз после посещения столовой мне приходилось отвечать на недоуменные вопросы: «А почему ты себя истязаешь? Да ты молодой парень, зачем тебе это надо?» И уже тогда я понял, что для людей разумных, открытых к восприятию мыслей собеседника, есть возможность понять по крайней мере рациональное значение поста. А в чем же заключается это рациональное значение? В том, что пост полезен для организма. Невозможно постоянно употреблять пищу белковую, изобилующую жирами, — это вредно, особенно для мозгового кровообращения, да и для многих других функций организма.
Но ведь мы с вами говорим сейчас не о медицине, а о духовной жизни. Так вот, если пост полезен для физического организма, то еще более он полезен для нашей души. Прежде всего потому, что самоограничение — это очень важный инструмент воспитания воли, а ведь каждый хочет быть волевым, сильным — и верующий, и неверующий.
Вот я хотел бы сегодня обратиться ко всем, кто хочет воспитать в себе сильную волю, особенно неверующим. Зачем искать неизвестно откуда взявшиеся практики такого воспитания? Да попоститесь в Великий пост — как, может быть, постятся ваши родители или ваши сослуживцы! Просто примите на себя добровольный отказ от белковой, скоромной пищи и проанализируйте, так ли вы сильны, как вам кажется. И если вы не почувствуете внутренний дискомфорт, значит, вы проникаетесь значением и смыслом поста. Но для того чтобы это произошло в сознании, в душе невоцерковленного человека, незнакомого с нашей церковной дисциплиной поста, ему нужно, по крайней мере, попробовать.
Знаю, что благодаря средствам массовой информации мои слова услышат многие. Но попросил бы и вас, мои дорогие прихожане, именно так поговорить с вашими непостящимися родными, близкими, знакомыми или соседями. С любовью, мирно рассказать им о великой пользе поста для физического состояния человека, для продления его молодости, а ведь сейчас многие, особенно среднего и пожилого возраста, очень озабочены тем, чтобы жить подольше. Хочешь жить подольше — ешь меньше мяса, жиров, исполняй предписания Церкви, которые основаны на великом двухтысячелетнем опыте, свидетельствующем о спасительном значении поста, но и о том, что пост всегда сопровождался укреплением сил физических, каким бы парадоксальным это ни казалось.
Мы живем в неспокойные времена, в том числе для нашей страны, когда весь народ должен как-то консолидироваться, собраться с силами. Мои родители, пережившие войну и ленинградскую блокаду, часто рассказывали мне, как в тяжелые для страны времена верующие страдали от притеснений. Да и не только верующие — многие страдали лишь из-за своего происхождения, и, конечно, огромным испытанием стала война. Многие на Западе, кто провоцировал эту войну, считали, что тут России и настанет конец, но Россия устояла, и немалую роль в преодолении этих испытаний сыграла наша Церковь, которая действительно была вместе с народом, которая проповедовала людям Богом данные истины, пробуждала любовь к ближним своим, к Родине и призывала к мужественной защите Отечества.
Но почему я говорю об этом в связи с постом? Потому что даже тогда, даже в блокадном Ленинграде православные постились. Можете себе представить? Многие умирают от голода, а православные пытаются, несмотря на голод, все-таки не вкушать скоромной пищи. И если бы все они поголовно умерли, то у меня не было бы таких свидетельств. А я имею свидетельства именно тех православных людей, которые даже в экстремальных условиях соблюдали пост и остались живы, здоровы, а затем женились, вышли замуж, родили здоровых детей, и кое-кто из них жив еще и сейчас.
Все эти примеры, мои дорогие, из особых периодов нашей национальной истории и вообще из истории рода человеческого свидетельствуют о том, насколько же важен пост. Может быть, мы не в состоянии до конца понять все, что происходит в нашем сознании, в нашем организме, когда мы не вкушаем скоромной пищи. Но ведь недаром Церковь говорит, что нужно поститься; и не от ветра главы своея, а от векового опыта и того вдохновения, которое получали подвижники благочестия, встававшие на путь поста.
Вот дай нам Бог и сегодня — людям, живущим в благополучных условиях, тем более православным людям, которые регулярно посещают храм, — отложить все ссылки на то, что по каким-то причинам мы не можем поститься. Вспомните мои сегодняшние слова и про блокаду, и про неверующих, и про многое другое. О том, как людям было трудно, почти невозможно поститься, — а пост соблюдался.
И да поможет нам всем Господь осознать важность поста, а без этого осознания ничего не получится. Кто-то скажет: «Да зачем вы это делаете, да кому это нужно, да хорошо ли это для здоровья», и у человека, неосознанно постящегося, мотивация к посту будет ослаблена. А она должна быть очень сильной, мы должны твердо знать, что пост — Божественное установление. Ведь и пророки постились, и апостолы постились, и Сам Господь Иисус Христос постился, а значит, и мы, Его последователи, должны идти тем же путем. И да поможет нам Господь избежать искушений, связанных с постом, но, самое главное, в течение постных дней, сопровождающихся ограничением пищи и усиленной молитвой, изменить себя к лучшему. Вот об этом нужно думать больше всего и, поставив хотя бы небольшие задачи, постараться их осуществить в течение Великого поста, с тем чтобы совершить, может быть, почти микроскопическую, но реальную победу над самими собой, укрепляя свою волю к спасению и укрепляя себя в послушании Господу. А значит, укрепляя себя в надежде на то, что Господь и нам скажет: приидите ко мне, наследуйте царство, созданное для вас от сотворения мира (см. Мф. 25:34). В этой надежде мы должны пребывать — и в дни поста, и вне поста, и в течение всей нашей жизни. Аминь.