«Промыслом Божиим святитель Николай имеет особое попечение о земле Русской»

Святейший Патриарх Кирилл

22 мая 2024 года, в праздник перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бар, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Преображенском соборе Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодняшний праздник в честь святителя Николая является исключительно русским. Ни в Греции, ни в других Православных Церквах, кроме тех, которые связаны с нами общей традицией, этот день не отмечается. Для греков так называемое перенесение мощей из Малой Азии, из того места, где они были положены, в итальянский город Бари было событием не радостным, а катастрофическим. Потому что местные христиане не отдали останки святителя Николая по доброй воле — мощи были похищены купцами, которые приехали из Венеции по торговым делам. Узнав, что в этом месте почивают мощи святителя Николая, купцы решили их похитить и перевезти в свой город, с тем чтобы и паломников стало больше, и город прославился. И все это им удается — они похищают святые мощи и перевозят на запад, в город Бари.

Как же скорбели те, кто привык поклоняться святыне на прежнем месте! Действительно, ничего доброго в этом похищении не было. Но вот в катехизисе святителя Филарета, митрополита Московского, есть замечательное определение того, что есть Промысл Божий. Среди прочего святитель говорит: Промысл заключается в том, что Господь даже дурные человеческие поступки обращает к добрым последствиям. И это определение святителя Филарета точно соответствует событию, которое мы сейчас празднуем. Не просто дурной — преступный поступок привел к добрым последствиям. Почему? А потому что мы знаем, что произошло с Малой Азией. Мы знаем, как не осталось там от христианства камня на камне — все было уничтожено представителями другой монотеистической религии, которые безжалостно истребляли все христианские памятники и всякую память о христианской культуре; и, конечно, если бы мощи остались в Малой Азии, то не осталось бы ни мощей, ни даже памяти о них. А вот перемещение криминальным путем, по злой человеческой воле мощей святителя Николая в город Бари по определению Промысла Божия привело к очень добрым последствиям: мощи остались целы, и почитание их не пресеклось.

Святитель Николай не очень почитается в греческих церквах — конечно, почитание есть, но совсем не так, как в России. Может быть, еще и потому, что его мощи были украдены, что вызвало очень негативные чувства у верующих людей. Но вот в России этот праздник, Вешний Никола, стал одним из самых почитаемых. Это праздник радостный, приближающийся по масштабам празднования к двунадесятым. И почитание святителя Николая в России такое, что в каждом православном доме, вместе с иконами Спасителя и Божией Матери, — всегда образ угодника Божия.

Промыслом Божиим святитель Николай имеет особое попечение о земле Русской. Ведь не случайно у нас такое его почитание. Не было бы ответа от святителя Николая народу нашему — и почитания бы не было, и иконы бы его не висели почти в каждом православном доме. Но по Промыслу Божиему все так сложилось, и праздник, который не отмечается на православном Востоке, стал одним из самых любимых в нашей Русской Православной Церкви.

И сегодня святитель Николай через этот праздник с нами. Всякий раз, когда люди собираются в дорогу, они молятся святителю Николаю, веря в то, что он помогает путешественникам, сохраняет от всяких бед и возвращает домой в мире и здравии. Святителю Николаю мы молимся и в болезнях, и в тяжких жизненных обстоятельствах. Это как бы не очень логичное с точки зрения церковной истории почитание стало очень важным для русских людей. А если бы не было ответа на наши молитвы святителю и чудотворцу Николаю, в том числе и при воспоминании перенесения его мощей в град Бари, если бы люди не чувствовали помощи от великого угодника, то, наверное, не было бы и почитания святителя Николая — такого, какое есть сейчас.

Святитель Николай, покинув Восток, в то время православный, удивительным образом вернулся на Восток через Россию. И когда наши православные братья задают нам вопрос, а откуда такое почитание именно этого события перенесения его останков на Запад, в Бари, мы отвечаем: никаких особенных церковных указаний по поводу этого празднования никогда не было, это стихийное празднование, исходящее от нашего народа. Люди сердцем почувствовали, что за этим событием — что-то важное для народа нашего и, наверное, для каждого, кто почитает святителя и чудотворца Николая.

И вот еще о чем хотелось бы сказать. Очень большой импульс к возрождению почитания святителя Николая на Западе придали массовые паломничества русских людей. Вначале западные христиане не вполне понимали, почему мы так празднуем этот день и почему такое огромное число паломников стекается в Бари. Но когда осознали, то и они стали — не в той мере, конечно, как на Руси, но тем не менее торжественно, особенно в самом Бари, — праздновать этот день.

Но для нас это все вторично, а первичен наш опыт общения со святителем Николаем. Он действительно отвечает на молитвы людей, а потому стал любимым святым в Церкви нашей. И как важно сейчас, в годину испытаний, обращать к нему наши молитвы и просить святого угодника Божиего, чтобы он ходатайствовал пред лицом Божиим о той земле, о том народе и о той Церкви, в которой, как ни в одном другом месте в мире, почитается его святое имя! Молитвами святителя и чудотворца Николая да хранит Господь землю нашу, Церковь нашу и каждого, кто с верой и надеждой на его помощь обращает к нему свои молитвы. Аминь. Христос Воскресе!

Новоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Мужской монастырь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость»
Успенский женский монастырь с. Перевозное
Свято-Артемиев Веркольский мужской монастырь
Иоанно-Богословский женский монастырь, дер. Ершовка
Валаамский Спасо-Преображенский ставропигиальный мужской монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Корецкий Свято-Троицкий ставропигиальный женский монастырь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Богородице-Казанский Жадовский мужской монастырь.