«Не разрушать свой внутренний мир пустыми словами»

Святейший Патриарх Кирилл

Вечером 21 февраля 2018 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое повечерие с чтением Великого покаянного канона прп. Андрея Критского в соборе Покрова Божией Матери Новоспасского ставропигиального мужского монастыря г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви произнес проповедь.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

«Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми!» Мы просим Господа словами молитвы святого Ефрема Сирина избавить нас от очень опасных пороков. И среди этих пороков в наименовании двух — одно и тоже слово, один и тот же корень — «праздно», «праздность». Праздность как порок. Празднословие также порок. Праздность есть пустота, опасная пустота, потому что пустота всегда заполняется грехом. Нет пустоты, которая была бы заполнена святостью. Потому что святость и добродетель есть результат напряженного внутреннего труда, есть результат движения человека к небу. И человек, идущий по такому пути, не может быть пустым. Он наполнен мыслями, переживаниями, молитвой. У него внутренняя богатая духовная жизнь. Человек пустой действительно открыт для влияния извне. И пустота заполняется греховными мыслями, словами, делами. И жизнь становится греховной.

А что же такое пустословие? Это пустые слова. Это слова, не несущие никакого смысла. Это шум, который человек издает. Но как в первом случае пустота духовная и нравственная не нейтральна, а притягает к себе грех, так и пустословие — не пустая забава, не просто безобидное времяпрепровождение. Пустословие является опасным пороком. Каждый, наверное, имел опыт общения с людьми, который утомил, раздражил, опустошил. Люди часами иногда общаются и из этого общения ничего полезного не выносят. Только тяжесть на сердце, раздражение, осуждение. Это происходит тогда, когда мы участвуем в пустословии. Пустословие передает слушающим то, что можно назвать отрицательной энергией. Пустое слово обладает отрицательным зарядом, но оно обладает зарядом. Оно разрушает внутренний мир человека. И делает это исподволь. В отличие от брани, которая сопровождает человеческие конфликты и которая ясно поставляет себя на сторону зла, пустословие как бы нравственно нейтрально, но на самом деле несет в себе разрушительный заряд, который, обрушиваясь на человеческое сознание, наносит ему очень большой вред. Но пустословие несет вред не только для тех, кто слышит пустые слова, но и для тех, кто эти слова произносит. Слово — это великий Божий дар. Словом мы отличаемся от животного мира, потому что через слово мы общаемся друг с другом, передаем информацию, передаем очень важные мысль, идеи, которые помогают человечеству двигаться, развиваться. Слово — это действительно то, чем Бог украсил человека. И если слово пусто, то это значит, что та энергия, которая необходима для произнесения слов, идет в пустоту. Может быть, многие из нас имели такой опыт невероятной усталости, подлинного опустошения, раздражения о того, что приходилось говорить какие-то пустые, никому не нужные слова.

Пустословие — это порок, который вредит и душе человека, и его психическому состоянию. Пустота слова есть некая опасная сила, которая воздействует на людей, разрушая их внутренний мир.

А как же нам избавиться от пустословия, которое мы, в общем то, чаще всего и грехом не считаем? А если сравнить пустословие с иными грехами, то по своему месту в жизни оно обычно занимает первое место. Больше всего человек грешит языком. Так вот, если представить себе, сколько энергии внутренней расходуем мы на эти пустые слова, то станет ясно, что пустословие наносит ущерб и тому человеку, который эти пустые слова произносит. Недаром Слово Божие призывает нас: «положи, Господи, хранение устом Твоим и дверь ограждения в устах моих». Этими словами псалма мы обращаемся к Господу, чтобы Он оградил нас от пустых слов, чтобы мы оборонились от внешних влияний, способных разрушать наш внутренний мир, и чтобы мы сами не были носителями опасных для людей слов, мыслей, которые не приносят никакой пользы, но опустошают человека.

А как же оградить себя от пустословия? Единственным средством является молчание. Молчание — это тоже очень ценная часть человеческой жизни. Когда мы молчим, мы можем думать, мы можем анализировать самих себя, окружающую нас действительность, людей, с которыми мы сталкиваемся. Мы можем делать правильные выводы, которые помогут нам устроять свою жизнь, правильно устроять общение с другими. А где же и как учиться молчанию? Самое лучшее место, где мы поневоле молчим, это храм Божий. Мы стоим часами, молчим и набираемся энергии, которую потом, к сожалению, часто попусту растрачиваем пустословием. Вот почему пребывание в храме является жизненно необходимым для человека. Здесь мы не только молимся Господу, не только слышим замечательные слова молитв, не только слышим дивную церковную музыку, прекрасные песнопения, не только созерцаем красоту икон, но мы еще и молчим. У нас появляется шанс о многом подумать, сконцентрировать свои силы и набраться этих сил для того, чтобы вести праведную жизнь, в первую очередь, стараясь не разрушать свой внутренний мир пустыми словами.

И да поможет нам Господь молитвами, пребыванием в храме Божием, ограждать себя от порока пустословия. Аминь.


Пензенский Троицкий женский монастырь
Крестовоздвиженский Иерусалимский ставропигиальный женский монастырь
Александро-Ошевенский мужской монастырь
Макарьева пустынь
Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра
Свято-Троицкий Стефано-Махрищский ставропигиальный женский монастырь
Данилов ставропигиальный мужской монастырь
Заиконоспасский ставропигиальный мужской монастырь
Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина Пустынь
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь